Учет продажи материалов, или избавляемся от хлама

учет продажи материалов

Учет продажи материалов – не слишком распространенная ситуация, потому как обычно материалы покупаются с тем расчетом, чтобы употребить их в собственном производстве или израсходовать для управленческих нужд. Однако продажа материалов может происходить в случае снижения объемов деятельности или перепрофилирования материалов. Также мы может продавать материалы, которые получены от демонтажа основных средств, например, металлолом.

Счета учета операций

В проводках по продаже материалов используются субсчета счета 91:

91-1 «Прочие доходы»,

91-2  «Прочие расходы»,

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Списание самих материалов производится с того счета, на котором они числятся в учете – синтетический 10 «Материалы», а субсчет зависит от их вида.

Учет доходов от продажи

Допустим, мы решили продать завалявшийся картон в количестве 5 кг, который нам не нужен и числится в учете по фактической себестоимости 80 руб. за кг. Мы нашли покупателя, который согласен купить у нас картон по цене за 118 руб. за кг (НДС мы уже включили в стоимость).

Мы заключили договор, на реализуемые материалы выписали накладную, счет и счет-фактуру (предполагаем, что наша фирма работает на общей системе налогообложения, и мы – плательщики НДС).

Итак, что мы имеет в доходах:

Дебет 62 – Кредит 91-1 – на сумму 590 руб.

мы отгрузили материалы покупателю, на них перешло право собственности и мы отразили нашу выручку и одновременно возникшую дебиторскую задолженность покупателя (он оплатит нам потом).

Учет расходов по продаже

Наши расходы – это фактическая себестоимость картона, по которой он числится на складе. Ведь мы же когда-то покупали этот картон, оплачивали его. Себестоимость материалов мы учтем в расходах:

Дебет 91-2 – Кредит 10 – на сумму 400 руб. – списана фактическая себестоимость картона

Также в расходах мы должны учесть начисленный с продажи НДС (мы же его потом уплатим бюджету):

Дебет 91-2 – Кредит 68-2 – на сумму 90 руб. – начислен НДС с выручки от продажи картона

Если мы понесли еще какие-то затраты по продаже, допустим, сами материалы покупателю собственными силами или с привлечением стороннего перевозчика, то эти затраты мы также отразим в прочих расходах – по дебету счета 91-2. А кредит может быть разным, в зависимости от вида расходов – 70, 69, 60.

Прибыль от продажи

Учет продажи материалов почти завершен, теперь пришло время сопоставить наши доходы и расходы, и определить, прибыль у нас или убыток.

image001

image002

Как видим, наши доходы превысили расходы 590 – 490 = 100 руб. – это наша прибыль. Прибыль записывается такой проводкой:

Дебет 91-9 – Кредит 99 – получена прибыль 100 руб.

Продаем за наличный расчет

Еще один момент, который стоит отметить – продажа при одновременном получении наличной выручки. Например, мы продаем наши материалы физическому лицу в розницу за наличный расчет. В этом случае дебиторской задолженности не возникает, а касса сразу же пополняется наличными деньгами (дебет активного счета 50 «Касса»), которые и образуют нашу выручку (кредит пассивного счета 91-1). И поэтому проводка будет такая:

Дебет 50 – Кредит 91-1 – реализованы материалы покупателю за наличный расчет при продаже физическому лицу.

При продаже юридическому лицу за наличный расчет проводки следует сделать с участием 62 счета, чтобы выписать покупателю отгрузочные документы:

Дебет 62 – Кредит 91-1

Дебет 50 – Кредит 62.

При продаже чего-либо за наличный расчет не забываем использовать контрольно-кассовую технику.

Как формируется фактическая себестоимость при покупке материалов, читайте здесь. Как списывать недостачу материалов в бухгалтерском учете, смотрите тут .

Задавайте свои вопросы по учету продажи материалов в комментариях!


2 комментария

  1. Сергей

    on 15 июля 2014 at 8:44 -

    По теме продажи материалов у меня есть пара вопросов:
    1. Могу ли я выписать счет на предоплату для материалов?
    2. При продаже материалов за наличный расчет физическому лицу, иными словами — в розницу, нужна ли типовая форма М-15? Если «да», что указывать в строках «Основание» и «Кому»? Если «нет», какие документы, сопровождающие списание материалов, необходимо составлять?

  2. Наталья

    on 15 июля 2014 at 15:20 -

    Сергей, добрый день!
    1. Да, счет — это предложение совершить сделку. Вы имеете право его выписать и на материалы.
    2. С 2013 года формы первичных документов утверждаются организацией самостоятельно. Выбор закрепляется в учетной политике. В документах должны содержаться обязательные реквизиты первичных документов, установленные ст. 9 402-ФЗ.
    На продажу материалов физлицу Вы можете составить М-15. В «Основании» Вы можете написать, например, «Продажа в розницу». В поле «Кому» — «Розничный покупатель».

Добавить комментарий