Что нужно знать о продаже основных средств и учёте

Продажа и учет основных средств

Работа многих предприятий не обходится без основных средств. Может возникнуть необходимость их реализации. Важно не только правильно учесть выручку, но и провести списание ОС с баланса. В противном случае, могут возникнуть проблемы с налоговыми органами.

Учёт ОС на балансе

Основные средства отличаются от прочих активов тем, что служат более года, а их стоимость превышает 40 тысяч рублей. согласно действующим положениям о бухучёте, отражать ОС на балансе нужно так:

  • По первоначальной стоимости, то есть, по той сумме затрат, которые были совершены для приобретения ОС.
  • В течение периода полезного использования, стоимость ОС должна постепенно уменьшаться, так как регулярно они амортизируются.
Учет основных средств

Как правильно перевести ОС во внеоборотные активы

Просто так реализовать основное средство предприятие не сможет. Чтобы совершить продажу, нужно перевести ОС в соответствующий раздел баланса, то есть, во внеоборотные активы. Чтобы осуществить такую операцию, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Полученная прибыль будет от реализации ОС, а не от его использования.
  2. ОС полностью подготовлено к реализации, проводить с ним дополнительные операции нет необходимости.
  3. Продажа ОС планируется в течение одного календарного года с момента перевода во внеоборотные активы, если иное не предусмотрено планом реализации.
  4. Сделка будет проходить в установленных законодательных нормах.
  5. Перевод во внеоборотные активы осуществляется под конкретный договор купли-продажи или под конкретный план реализации.

Проводим оценку внеоборотных активов

Прежде чем заключать сделку купли-продажи основного средства, нужно понять, по какой цене оно будет продано. Для этого проводится оценка на дату сведения баланса. Выбирается одна из величин, которая имеет наименьшее значение:

  • Либо остаточная балансовая стоимость. Это первоначальная цена минус амортизационные отчисления.
  • Либо цена, по которой ОС будет продано. Этот показатель ещё называют «чистая стоимость реализации» или ЧСР.

Чистая стоимость реализации – это цена ОС, которая устанавливается по договорённости между сторонами сделки за минусом затрат на реализацию.

Оценка внеоборотных активов

Правильно отражаем продажу ОС в балансе

Как только актив продаётся, его нужно списать с баланса предприятия. Также списанию подлежит:

  • Первоначальная стоимость объекта.
  • Ранее начисленная амортизация.

Проводки при списании ОС

Когда основные средства списываются с баланса предприятия, бухгалтер должен сделать такие проводки:

  • ДТ 91.2 КТ 01 – списывается первоначальная стоимость ОС.
  • ДТ 02 КТ 91.1 – списывается ранее начисленная амортизация.

Правильно отражаем полученную выручку

После того, как объект будет продан, полученную выручку от реализации необходимо оприходовать. Для этого делаются такие проводки:

  • ДТ 76 КТ 91.1 – выручка оприходована.
  • ДТ 91.2 КТ 68 – начислен НДС от проданного ОС.
Продажа основных средств

Правильно отражаем затраты

Основное средство не может быть реализовано без сопутствующих затрат. Сюда можно отнести:

  1. Зарплату работникам, которые занимались демонтажем.
  2. Траты на демонтаж объекта.
  3. Стоимость возможной упаковки, если таковая имела место быть.
  4. Иные траты – на погрузку, разгрузку, доставку и прочее.

Делается такая проводка ДТ 91.2 КТ 10, 20, 23, 29.

Правильный учёт полученной прибыли или возможных убытков от реализации ОС

Прибыль от реализации ОС возникает в том случае, если разница ЧСР и остаточной стоимостью объекта, положительная. Для налогового учёта прибылью считается только ЧСР, от которой отнимаются остаточная стоимость объекта и затраты на реализацию.

Бывают случаи, когда ОС продаётся в ущерб предприятию – возникает убыток. Его также нужно отразить как в налоговом, так и в бухгалтерском учёте. Отрицательный финансовый результат от реализации объекта констатируется в том случае, когда остаточная стоимость и затраты на продажу превышают ЧСР.

Указанную сумму нельзя учитывать так, чтобы она уменьшила налоговую базу по прибыли. Полученный минусовой финансовый результат нужно равными частями распределить по месяцам, которые остались от даты регистрации сделки до окончания срока полезного использования проданного объекта.

Пример

Чтобы понять, как продаётся ОС, и как учитывается полученный финансовый результат, нужно привести пример. Так, ООО «Байкал» реализует станок за 0,7 млн рублей (НДС 107 тысячи). Изначально его стоимость была 1 млн рублей, 300 тысяч – амортизация. Стоимость демонтажа – 20 тысяч. Проводки следующие:

  • ДТ 76 КТ 91.1 – 700 тысяч;
  • ДТ 51 КТ 76 – 700 тысяч;
  • ДТ 91.2 КТ 68 – 107 тысячи;
  • ДТ 01 КТ 01 – 1 000 000;
  • ДТ 02 КТ 01 – 300 тысяч;
  • ДТ 91.2 КТ 01 – 400 тысяч (700 000 – 300 000);
  • ДТ 91.2 КТ 10 (20, 23…) – 20 тысяч;
  • ДТ 91.9 КТ 99 – 173 000 (700 000 – 107 000 – 400 000 – 20 000). Это прибыль от реализации оборудования (станка).
Нормативные документы учета основных средств

Основное

Порядок работы с основными средствами регулярно меняется, но, все изменения, как правило, касаются малых предприятий. Основные постулаты:

  • Амортизация нужно начислять регулярно. Оптимальный вариант – не реже 1 раза в год. Порядок исчисления амортизационных платежей нужно отразить в учётной политике.
  • Когда ОС покупается, новый владелец принимает его к учёту по ЧСР и прибавляет собственные затраты на покупку. Последний показатель допускается списать сразу же, не растягивая на несколько периодов.
  • Если купленное ОС относится к категории «инвентарь», то амортизацию нужно начислять сразу же после покупки.

О том, как вести бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств читайте тут. Узнайте больше о покупке и учете б/у основных средств здесь.

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи