Учет излишков при инвентаризации – извольте получить доход
Инвентаризация в любой компании – дело долгое и хлопотное, несмотря на то, что проверяется – товары, материалы, основные средства, деньги. Однако даже сама процедура инвентаризации с составлением описей – это половина дела. Вторая половина – учет излишков при инвентаризации, если есть расхождения.
Инвентаризация имущества в организации может выявить как недостачу, так и излишки ТМЦ. Эта ситуация тоже подразумевает проведение служебного расследования несмотря на то, что ничего в компании не пропало.
Если окажется, что наличие излишков – не ошибка бухгалтера при учете, то можно считать обнаруженное имущество признаком подготовки ответственного лица к воровству. Поэтому имеет смысл привлечь виновного к дисциплинарной ответственности с объявлением замечания либо выговора.
Бухгалтерский учет
Оприходование излишков производится на основе данных, которые отражены в инвентаризационных ведомостях. Учет излишков при инвентаризации начинается с составления бухгалтерской справки, делаются проводки:
При оприходовании выявленных излишков на основании данных, отраженных в инвентаризационных ведомостях, составляется бухгалтерская справка, содержащая следующие проводки:
Дебет 01, 10, 43 – Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — отражена рыночная стоимость излишков.
Данная проводка делается на дату проведения инвентаризации. И обратите внимание, что обнаруженное имущество принимается к учету по рыночной стоимости аналогичных товаров, которая подтверждается документально или экспертным путем.
Налог на прибыль
В налоговом учете выявленные излишки входят в состав внереализационных доходов по рыночной цене. В будущем, если данные излишки будут каким-либо образом использованы, относите их к материальным расходам по той стоимости, которая была ранее отражена во внереализационных доходах. Налоговый кодекс позволяет списать рыночную стоимость выявленных излишков и при их продаже сторонним лицам (пп.2 п.1 ст.268 НК РФ).
Информация о ценах должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки (п.8 ст.250 Налогового кодекса, письмо Минфина Минфина от 20.05.2010г. №03-03-06/1/338).
В качестве рыночной цены можно применять цену приобретения аналогичных товаров в том же периоде, когда проводилась инвентаризация. С такой позицией согласен и Минфин (письмо от 12.08.2011г. №03-03-06/1/478).
Пример
ООО «Василек» в ноябре 2013 года проводит инвентаризацию. По результатам выявлен излишек досок в количестве 10 штук. Такие же доски закупались в этом же месяце у поставщика по цене 500 руб. за штуку. Делаем проводки:
Дебет 10 – Кредит 91/1 – на сумму 5 000 руб. – стоимость досок отнесена на прочие доходы.
В налоговом учете отражаем внереализационные доходы на ту же сумму – 5 000 руб.
В декабре 2013 года доски отпущены в производство, их стоимость списывается на затраты в размере тех же рыночных цен, по которым они были оприходованы:
Дебет 20 – Кредит 10 – на сумму 5 000 руб. – доски отпущены в производство.
Как отразить недостачу в бухгалтерском учете, смотрите тут . О проведении инвентаризации кассы читайте здесь .
А как часто проводятся инвентаризации у вас? Отваживались ли вы когда-нибудь показывать излишки в учете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!