Избавляемся от ненужного хлама: списание неликвидов в торговле
Если организация осуществляет свою деятельность в сфере торговли, то бухгалтерам приходится сталкиваться с ситуациями, когда, например, у продуктов истекает срок годности, а фарфоровые сервизы оказываются со сколами. Жалко конечно, но что поделать, с таким «добром» придется прощаться. Продаже такие товары не подлежат, только вот списать их в налоговом учете несколько проблематично.
Что говорит Кодекс
Давайте обратимся за разъяснениями к Налоговому кодексу. В главе 25 нет никаких специальных норм, благодаря которым компания могла бы учесть при налогообложении прибыли списание неликвида или просроченных товаров. Но при этом и перечень внереализационных расходов, и перечень прочих расходов, которые связаны с производством или реализацией, не являются закрытыми, и это позволяет организации при расчете налога на прибыль включать в состав расходов иные экономически обоснованные расходы (п.49 ст.264, п.20 ст.265 НК РФ).
Так что самое главное – обосновать и документально подтвердить списание товаров, которые больше не пригодны для продажи, и тогда их можно будет учесть либо в составе прочих, либо в составе внереализационных расходов. Ведь изначально эти товары приобретались для использования в той деятельности компании, которая направлена на получение дохода.
Что ж, с законодательством разобрались. Теперь выясним, что же по этому поводу думают судебные и финансовые органы.
Мнение судов и фискалов. За…
Конституционный суд РФ в своих определениях от 04.06.2007г. №366-О-П и 320-О-П дал следующее разъяснение: оценка обоснованности расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, должна осуществляться с учетом тех обстоятельств, которые свидетельствуют о намерении организации получить экономический эффект от предпринимательской или другой экономической деятельности.
Обратите внимание, что в этих определениях говорится именно о намерениях компании вести деятельность с положительным экономическим эффектом, а не о конкретных ее результатах. При этом необходимость доказывать необоснованность расходов налогоплательщика возложена на налоговые органы.
Аналогичный вывод содержится и в постановлении ФАС Уральского округа от 24.08.2011г. №Ф09-5075/11 по делу №А60-42997/2010. В нем отмечено, что товары, срок годности которых истек, изначально приобретались компанией для получения дохода, следовательно, расходы на их приобретение обоснованы и могут быть учтены при налогообложении прибыли. Включать их следует в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.49 п.1 ст.264 НК РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012г. №09АП-29791/12 также содержит вывод судей о том, что наличие у компании бракованных товаров вовсе не означает, что ее деятельность не была направлена на получение прибыли. В этом же постановлении была ссылка на то, что для возможности признания расходов при налогообложении прибыли достаточно всего лишь направленности деятельности организации на получение прибыли, без учета полученного результата. Таким образом, списание неликвидов с отнесением их в расходы возможно.
Решения в пользу налогоплательщиков принимались и ФАС Московского округа (постановления от 01.02.2008г. №КА-А40/14839-07-2, от 11.10.2007г. №КА-А41/10338-07). Судьи, в частности, установили, что продукция с истекшим сроком годности приобреталась заявителем с целью ее последующей реализации и, соответственно, получения прибыли. Появление брака явилось лишь следствием осуществления компанией предпринимательской деятельности (оптовой торговли). К тому же, налоговые органы не представили каких-либо доказательств того, что просроченная продукция, предназначенная для уничтожения, впоследствии реализовывалась налогоплательщиком.
… И против
Но не все суды готовы поддержать налогоплательщиков. К примеру, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008г. №А10-2479/08-Ф02-6500/08 указано, что списанный организацией товар (запасные части) был приобретен ранее для деятельности, которая была связана с производством и реализацией. Но то обстоятельство, что данный товар не был своевременно использован либо реализован, не может являться основанием для включения его стоимости в расходы как списанного неликвидного товара.
Минфин России тоже придерживается мнения, что в случае списания неликвидных и просроченных товаров затраты организации на их приобретение и последующую ликвидацию не могут быть рассмотрены в рамках получения дохода от предпринимательской деятельности. Соответственно, стоимость этих товаров не может быть включена в состав расходов при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 05.07.2011г. №03-03-06/1/397, от 07.06.2011г. №03-03-06/1/332).
Что делать – решать вам
Что ж, мнения опять разделились. Поэтому организация должна самостоятельно принять решение о том, включать ли стоимость товаров с истекшим сроком действия или с наличием неисправимых дефектов в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. К тому же Конституция РФ говорит о принципе свободы экономической деятельности (ч.1 ст.8), согласно которому компания осуществляет ее самостоятельно на свой риск и поэтому имеет право самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Стоит отдельно отметить и то, что в некоторых случаях законодательство возлагает на организацию обязанность по уничтожению определенных видов товаров (например, косметики, кондитерских изделий, медикаментов, бытовой химии). Тогда и затраты на приобретение уничтожаемых товаров, и затраты на их утилизацию компания может учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль (письма Минфина РФ от 04.07.2011г. №03-03-06/1/387, от 05.03.2011г. №03-03-06/1/121, от 15.04.2011г. №03-03-06/1/238, письмо ФНС РФ от 16.07.2009г. №3-2-09/139).
Если у вас другая напасть – недостача, как действовать , читайте здесь. Как и когда списать безнадежную «дебиторку», смотрите тут .
А у вас бывают неликвидные товары или продукция, срок годности по которой прошел? Как выходите из такой ситуации? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!