Списание материалов – как правильно провести оценку

Как вести учет списания материалов

Деятельность практически каждого предприятия не обходится без закупки материалов. Они расходуются на повседневные, хозяйственные и производственные нужды. Направления могут быть разные. От этого зависит порядок списания материалов – будут отличаться проводки и последовательность проведения оценки.

Наглядные примеры

В зависимости от вида закупаемых материалов, предприятие может открывать любые субсчета к основным счетами бухгалтерского учёта. Например, компания «МАКС» занимается производством макаронных изделий, закупает муку и прочее. При отпуске муки со склада в производство будут делятся такие проводки:

  • ДТ 20 субсчёт «Рожки» КТ 10 – со склада передана мука для производства макаронных изделий «рожки».
  • ДТ 20 субсчёт «ракушки» КТ 10 – со склада отпущена мука для производства макарон «ракушки».
  • ДТ 25 КТ 10 – отпущены перчатки, тряпки, моющее средство и новое ведро уборщице, которая делает уборку в цеху по производству макарон.
  • ДТ 26 КТ 10 – отпущены канцелярские товары секретарю, которая сидит в приёмной у директора.
  • ДТ 44 КТ 10 – со склада отпущен картон для упаковки готовой продукции – макарон.
  • ДТ 91 КТ 10 – отпущены материалы для ликвидации основного производства.

Для каких целей нужно проводить оценку материалов

Когда происходит отпуск материалов со склада, составляется документ первичного учёта. Как правило, требование – накладная. Подписывается она 2 сотрудниками – тем, кто отпускает материалы, и тем, кто принимает.

Например, на склад поступило 10 картриджей для принтера по цене 800 рублей за штуку. Когда они будут отпускаться со склада, вопросов о цене возникнет. Так, выдано 2 картриджа секретарю (2 * 800 = 1600 рублей) и 3 картриджа в бухгалтерию (3 * 800 = 2400 рублей).

Через месяц на склад снова поступают картриджи, но уже 8 штук и по цене 815 рублей за штуку. Кладовщик сложил их все на одну полку. Снова приходит секретарь и работник бухгалтерии, и снова просит выдать картриджи – 2 и 4 штуки, соответственно. Кладовщик выдаёт, не задумываясь.

Возникает вопрос: по какой цене отпускать картриджи со склада? На какую общую сумму кладовщик получил материалов? Ответить на данные вопросы можно 3 разными способами, и все будут правильные. Поэтому и проводится оценка отпускаемых материалов.

Ответ 1 – средняя себестоимость

Данные метод подкреплён ПБУ 5/01 и Методическими указаниями, которые утверждены Приказом № 119н. Разбираемся по порядку:

  1. После первой выдачи на складе осталось 5 картриджей по 800 рублей – это первая партия.
  2. Потом пришло ещё 8, но уже по 815 рублей – это вторая партия.
  3. То есть, до тех пор, пока снова не пришёл секретарь и работник бухгалтерской службы, на складе было 13 картриджей на сумму 10 520 рублей (5 * 800 + 8 * 815 = 10 520).

Теперь нужно высчитать среднюю стоимость 1 картриджа. Она равна 10 520*13=809 рублей. Когда секретарь и работник бухгалтерии пришли во второй раз, им было выдано всего 6 картриджей по 809 рублей, то есть, на общую сумму 4 045 рублей.

Такой метод называется по средней себестоимости. Когда картриджи будут снова поступать, придётся учитывать новую сумму покупки и высчитывать усреднённый показатель.

Ответ 2 – метод ФИФО

Приступаем к разбору второго метода. Итак, к моменту второго прихода секретаря на складе хранилось:

  • 5 картриджей по 800 рублей.
  • 8 картриджей по 815 рублей.

Можно предположить, что ко второму приходу секретаря и работника бухгалтерии можно выдать 5 картриджей из «старой» партии по 800 рублей и 1 картридж из «новой» партии по 815 рублей. Итого, со склада будет выдано на общую сумму 5*800 + 815 = 4815 рулей.

Данный метод называется ФИФО – то есть, первым пришёл и первым ушёл. Но тогда кладовщикам нужно внимательно следить за тем, как складываются материалы на складе. Не нужно их сбрасывать в одну кучу. И, если с картриджами такой способ ещё актуален (их можно сложить на разные стеллажи), то с канцелярской мелочёвкой (линейками и карандашами), такой способ не актуален.

Ответ 3 – по стоимости каждой единицы

У каждого материала есть своя стоимость, кладовщик должен её знать. И, когда он отпускает материалы со склада, он списывает их именно по той стоимости, которая указана в накладной при поступлении. Если с картриджами такой способ ещё как-то можно применить, но к прочим мелким материалам, нельзя.

Материалы, которые используются предприятием в особом порядке (например, ювелирные изделия, иное) или запасы, которые не могут заменять друг друга в обычном режиме, должны оцениваться и списываться по фактической себестоимости каждой единицы.

О том, что такое клиент-банк и зачем он нужен читайте тут. Узнайте больше об открытии расчетного счета здесь. О тонкостях кассовой дисциплины для ИП — читайте здесь.

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи