Оценка материалов при их списании: один вопрос – три ответа

оценка материалов при их списании

Материалы, которые организация закупает у поставщиков, в дальнейшем расходуются в ее хозяйственной жизни. Мы можем отпустить их непосредственно на производство продукции, выдать на цеховые нужды или потребности администрации, а может быть, на упаковку готовой продукции или на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств или на строительство новых объектов. В общем, потребности могут быть самыми разными.

В зависимости от направления, куда в дальнейшем идут материалы, и проводки по их отпуску со склада могут различаться. Также кроме проводок важна оценка материалов при их списании, которая определяется учетной политикой.

Примеры проводок

Дебет 20-1 «Основное производство. Рожки» – Кредит 10 – отпущена мука на производство макарон «рожки»

Дебет 20-2 «Основное производство. Спагетти» – Кредит 10 – отпущена мука на производство макарон «спагетти»

Дебет 25 – Кредит 10 – отпущены тряпки и перчатки уборщице, обслуживающей цех

Дебет 26 – Кредит 10 – выданы секретарю канцелярские принадлежности

Дебет 44 – Кредит 10 – выдан картон для упаковки готовой продукции

Дебет 91 – Кредит 10 – отпущены материалы для ликвидации основного средства

Зачем нужна оценка материалов

При отпуске материалов составляется первичный документ, например, типовая форма — требование-накладная (форма № М-11, которую подписывает тот, кто отпускает материалы (кладовщик, заведующий складом), и тот, кто их получает.

Итак, мы отпускаем материалы со склада. Допустим, сначала мы получили бумагу для офисной техники по цене 150 руб. за пачку в количестве 10 пачек. Тогда при отпуске бумаги со склада у нас не возникнет вопроса, по какой цене, и на какую сумму была отпущена бумага.

Допустим, выдано секретарю 5 пачек бумаги. Цена выдаваемой бумаги 150 руб., итого будет выдано: 5 пачек  * 150 руб. = 750 руб.

Рассматриваем пример дальше. Пусть поступила еще такая же бумага, но уже по цене 160 руб. за пачку, количество – 8 пачек. Кладовщик сложил всю бумагу вместе, на одну полку, и старую, и новую. Секретарь опять пришел за бумагой и хочет получить бумагу в количестве 6 пачек. Кладовщик соответственно выдал ее ему – 6 пачек.

А теперь, внимание, вопрос: по какой цене, и на какую общую стоимость получил бумагу секретарь? Вопрос почти достойный детектива. И, самое интересное, на него можно дать целых 3 ответа! И все будут правильные! Здесь как раз нам пригодится оценка материалов при их списании.

Давайте отвечать?

Ответ №1 – средняя себестоимость

При ответе нам помогут нормативные документы:

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001г. №119н)

После того, как секретарь ушел со склада с бумагой первый раз, на нем осталось 5 пачек по 150 руб. – это будет, как говорят, первая партия. Куплено еще 8 пачек по 160 руб. – это уже вторая партия.

Считаем итоги: у нас теперь 13 пачек на общую сумму: 5*150 + 8*160=2030 руб. Сколько в среднем стоит пачка? 2030 руб. / 13 пачек = 156,15 руб. Поэтому, когда секретарь приходит второй раз за бумагой, мы ему выдадим 6 пачек по 156,15 руб., т.е.

6*156,15=936,90 руб.

И на складе у нас останется 7 пачек на сумму 1093,10 руб.

Этот способ называется по средней себестоимости (мы же нашли среднюю стоимость пачки бумаги). При дальнейшем поступлении новых партий бумаги мы опять будем считать среднее и снова выдавать бумагу, но уже новой средней цене.

Ответ №2 – метод ФИФО

Итак, к моменту второго визита секретаря у нас на складе 2 партии:

№1 — 5 пачек по 150 руб. – по времени приобретения это первая партия – более «старая»

№2 – 8 пачек по 160 руб. — по времени приобретения это вторая партия – более «новая»

Предполагаем, что мы выдадим секретарю:

5 пачек из «старой» — первой по времени приобретения партии по цене 150 руб. – итого на 5*150=750 руб.

1 пачку из «новой» — второй по времени приобретения партии по цене 160 руб. – итого на 1*160=160 руб.

Итого мы выдадим на сумму 750 + 160 = 910 руб.

Этот способ называется ФИФО – первым пришел, первым ушел. Т.е. сначала мы как бы отпускаем материал из более старой партии, а потом из новой.

Ответ №3 – по стоимости каждой единицы

По стоимости единицы запасов, т.е. у каждой единицы материалов есть своя стоимость. Сразу скажу, что для бумаги такой метод оказывается обычно не применимым. Пачки бумаги ничем друг от друга ни отличаются.

А вот материалы и товары, используемые организацией в особом порядке (ювелирные изделия, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Т.е. если у нас все пачки бумаги были бы различные, за каждой из них была бы закреплена своя себестоимость.

Как отразить недостачу материалов, читайте здесь . Об учете продажи материалов смотрите тут .

А какой метод оценки материалов принят в вашей организации? Какой метод более привлекателен, на ваш взгляд? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи