Учет приобретения материалов – фактическая себестоимость
Оглавление
Пожалуй, ни одно предприятие не обходится в своей деятельности без материалов. Даже если это офисная организация, все равно канцелярские принадлежности и расходные материалы всех мастей от бумаги до принтерной краски придется закупать. Производственным предприятиям тем более не обойтись без материалов – это предметы труда с точки зрения экономики. А отсюда и вопрос: как учесть все это добро в бухгалтерском учете?
Нормативное регулирование
Учет приобретения материалов строится на основании специальных нормативных документов:
1. План счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина от 31.10.200г. №94н).
2. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»(утв. приказом Минфина от 09.06.2001г.№44н).
3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина от 28.12.2001г. №119н).
Варианты учета поступления
Выделяют 2 варианта учета поступления материалов (выбранный утверждается учетной политикой):
— по фактической себестоимости приобретения;
— по учетным ценам (устанавливаются организацией для упрощения учета при большой номенклатуре материалов).
Первым вариантом пользуются малые организации с небольшой номенклатурой материалов. В этой статье мы рассмотрим именно учет по фактической себестоимости. Учет приобретения материалов ведется на активном счете 10 «Материалы». Этот счет содержит множество субсчетов – для каждого вида материалов – свой субсчет, порядок в учете материалов особенно важен.
Фактическая себестоимость материалов
В фактическую цену материалов включаются все суммы фактических затрат организации на их приобретение, кроме НДС и иных возмещаемых налогов (организации на УСН и ЕНВД включают и НДС):
— суммы, уплаченные поставщикам, подрядчикам по договору;
— оплата информационных, консультационных, посреднических услуг, непосредственно связанных с покупкой материалов;
— оплата транспортных услуг по доставке материалов до склада организации.
— ввозные таможенные пошлины и сборы и др. расходы.
Приобретение по постоплате
Рассмотрим случай, когда мы сначала получаем материалы, а потом оплачиваем их. Тогда в момент оприходования материалов на склад мы должны учесть их среди наших активов, т.е. на счете 10. Пусть приобретаемые нами материалы используются для деятельности, облагаемой НДС и мы имеем право принимать «входной» НДС к вычету.
Допустим, мы купили 2000шт. пеноблоков на сумму 354000 руб. (в том числе НДС 18%), тогда мы сделаем такие проводки:
Дебет 10 – Кредит 60-1 – 300 000 руб. — оприходованыпеноблоки по фактической стоимости
Дебет 19-3 – Кредит 60-1 – 54000 руб. — отражен НДС по пеноблокам
Получается, что активный счет 10 увеличивается – по дебету, пассивный счет 60-1 увеличивается (увеличивается наша задолженность поставщику) по кредиту.
Обратите внимание, если у нас есть счет-фактура и приобретенные материалы оприходованы на склад, то НДС мы может принять к вычету:
Дебет 68-2 – Кредит 19-3 – 54 000 руб. – НДС принят к вычету
Пусть мы оплатили еще за перевозку пеноблоков. Согласно ПБУ 5/01 расходы на доставку материалов также включаются в фактическую себестоимость материалов, поэтому:
Дебет 10 –Кредит 60-1 – 6000 руб. отражены расходы на доставку
Дебет 19-3 – Кредит 60-1 – 1080 руб. — НДС по доставке
При наличии счета-фактуры и после оказания услуг по перевозке (подписанный акт об оказании услуг) НДС можно принять к вычету:
Дебет 68-2 – Кредит 19-3 – 1080 руб. – НДС принят к вычету
После получения материалов в установленные срок покупатель перечисляет оплату поставщику, например, с расчетного счета:
Дебет 60-1 – Кредит 51 – 354000 руб. — перечислена оплата поставщику за материалы
Дебет 60-1 – Кредит 51 – 7080 руб. — перечислена оплата перевозчику за доставку
Фактическая себестоимость партии пеноблоков складывается из договорной стоимости их у поставщика и стоимости доставки:
300 000 + 6 000 = 306 000 руб.
Как отражается учет расходов на канцтовары, читайте здесь .
Если у вас есть вопросы по бухгалтерскому учету материалов, задавайте их в комментариях. Успешного вам освоения бухучета!