Правильно применяем рассрочку при упрощённой системе налогообложения
Оглавление
Не всегда у компании хватает средств, чтобы полностью оплатить крупную покупку. Чтобы не изымать деньги из оборота, можно оформить рассрочку платежа. То есть, вся сумма оплаты будет разбита на несколько частей, все нюансы прописываются в договоре.
Поставка купленных товаров происходит не тогда, когда вся сумма покупки будет полностью оплачена, а раньше – до первого платежа или после него. Воспользовавшись рассрочкой можно купить дорогостоящее оборудование, крупную партию материалов. Но, как правильно отразить операцию, если компания – покупатель использует УСН «доходы минус расходы», чтобы у налоговиков не возникло вопросов?
Оформляем рассрочку на основные средства
К основным средствам относятся амортизируемое имущество стоимостью более 100 тысяч рублей и сроком полезного использования минимум 1 календарный год. Чтобы иметь возможность отразить стоимость купленного ОС в затратах, предприятие должно:
- Оформить ввод ОС в эксплуатацию.
- Использовать купленное ОС для своей основной предпринимательской деятельности.
- Произвести оплату поставщику. Рассрочка подразумевает, что, хотя бы один платёж в пользу поставщика уже осуществлён.
Для целей налогового учёта затраты на покупку основного средства отражаются в документах равными частями в течение установленного периода. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 346. 17 НК РФ, суммы рассрочки должны отражаться в книге доходов и расходов.
Наглядный пример
Чтобы понять, как учитывать стоимость купленного основного средства, если оплата по договору происходит в рассрочку, нужно привести наглядный пример.
ООО «БИН» применяет УСН «доходы минус расходы», занимается оптовой торговлей. 15 мая 2021 года заключила договор на поставку оборудования стоимостью 800 тысяч рублей. Доставка оборудования, согласно договору, должна быть осуществлена 01 июля 2021 года. Была оформлена рассрочка – по 200 тысяч рублей каждый месяц, начиная с 01.07.2021 года.
Как только 01.07.2021 года оборудование доставили в ООО «БИН», оно было введено в эксплуатацию. В этот же день ООО «БИН» сделал первый платёж в пользу поставщика на сумму 200 тысяч рублей. Всего за 3 квартал было 3 таких же платежа – 01.07, 01.08 и 01.09.
Расходы по приобретению ОС будут отражаться в книге учёта доходов и расходов равными частями вплоть до конца налогового периода. То есть, по 400 тысяч рублей в каждом квартале. Поэтому 30.09.2021 года по итогам 3 квартала в книге доходов и расходов будет отражена сумма 400 тысяч рублей, а не 600.
Последний платёж по договору в рассрочку ООО «БИН» осуществил 01.10.2021 года. Поэтому книге доходов и расходов по состоянию на 31.12.2021 года будет прописано 400 тысяч рублей.
Покупаем товары в рассрочку
Товары также можно покупать в рассрочку, если компания – покупатель применяет УСН «доходы минус расходы». Чтобы признать расход в указанном периоде, необходимо одновременное соблюдение 2 условий:
- Полная оплата по договору. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.17 НК РФ. То есть, сначала нужно полностью погасить долг по договору перед поставщиком, а только потом принимать стоимость купленного товара к учёту.
- Продажа приобретённого товара – об этом сказано в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Не имеет значения, оплатил ли покупатель, купленный товар полностью. Главное условие для признания расходов – реализация на сторону.
Пример
Чтобы понять, как вести учёт стоимости товаров, купленный в рассрочку, необходимо привести наглядный пример.
ООО «ИКС» применяет УСН «доходы минус расходы». Произведена закупка канцелярских товаров на сумму 200 тысяч рублей без НДС для последующей перепродажи. Купленные товары были доставлены на предприятие 16.06.2021 года. В договоре указано, что оплата производится в рассрочку двумя равными платежами. То есть, 50 тысяч рулей нужно заплатить 01.07 и ещё 50 тысяч рублей 01.10. В течение 3 квартала вся партия купленных канцтоваров была реализована на сторону.
В книге доходов и расходов стоимость купленных товаров в размере 100 тысяч рублей будет отражена 01.10.2021 года.
Покупаем материалы в рассрочку
Включение стоимости купленных материалов в расходные статьи юридического лица происходит на основании с. 254 НК РФ и пп. 5 п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Для этого необходимо одновременное выполнение сразу 2 условий:
- Произошло оприходование материалов.
- Оплата в полном объёме перечислена поставщику. Об этом сказано в пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Исключением являются ресурсы – вода, топливо и электричество. Чтобы учесть такие расходы, ресурсы должны быть потреблены.
Пример
Чтобы понять, как учитывается стоимость материалов, купленных в рассрочку, необходимо привести наглядный пример.
ООО «Омега» применяет УСН «доходы минус расходы». Для пошива изделий была приобретена ткань на сумму 200 тысяч рублей без НДС. Поставка была осуществлена 01.07.2022 года. Согласно условиям договора, ООО «Омега» должна перечислить всю стоимость ткани двумя равными платежами – 100 тысяч 01.07.2022 года и ещё 100 тысяч 01.10.2022 года.
Признание расходов для расчёта налоговой базы происходит 01.10.2022 года
О том, как правильно учесть продажи материалов читайте здесь. Как правильно заполнять приходный и расходный кассовый ордер узнайте здесь. Как правильно оформить возврат денег за товар смотрите тут.