Хранение наличных денег в кассе: сейф, тумбочка или кошелек?

хранение наличных денег в кассе

Деньги любят присмотр и пересчет. Только моргни глазом и наличных – как ни бывало. Это справедливо не только для тех денег, которые оказались в женских ручках, но и для принадлежащих организации.

В былые времена (до 2012 года) ЦБ предписывал организациям держать наличные деньги фирмы в хорошо укрепленной «крепости» — кассе. Требования по ее оборудованию были жесткими, а порой и невыполнимыми  – решетки, металлические двери, окошко для выдачи, сейф и др. Теперь же хранение наличных денег в кассе оставлено на откуп руководителям организации. Значит ли это, что деньги могут безнаказанно кочевать от сейфа к тумбе главбуха, затем к столу кассира, возвращаясь в итоге в кошелек директора? Вовсе нет.

Что требует ЦБ РФ?

Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» действует с 1 июня 2014 года. Требования, которые оно предъявляет к хранению наличных:

— место для проведения кассовых операций определяется руководителем (п. 2 Указания);

— в месте проведения кассовых операций на конец рабочего дня может находиться сумма, не больше максимальной (т.е. лимита кассы);

— мероприятия по обеспечению сохранности наличных при проведении кассовых операций определяются организацией (п. 7).

Да, никаких требований к оборудованию кассы теперь не предъявляется. Однако местом проведения кассовых операций, хранения наличных, принадлежащих организации, не может быть весь офис или территория завода. Это конкретное МЕСТО. А вот где будет это место – решает руководитель.

Тумбочка или сейф?

Хранение наличных денег в кассе может осуществляться:

— в отдельной комнате (кассовой комнате, подобной той, которая раньше была обязательной);

— в одном из отделов (например, в бухгалтерии, в финансовом отделе – в зависимости от того, кто из сотрудников выполняется обязанности кассира);

— в кабинете руководителя.

Где же держать деньги? Разумеется, не в кошельке директора или главбуха, где кроме наличных организации есть средства, ей не принадлежащие.

С кассиром, или лицом, которое исполняет его обязанности, заключается договор о полной материальной ответственности. При утрате денежных средств, принадлежащих организации, кассир будет отвечать своим заработком. Поэтому должны быть созданы условия для такого хранения наличных, которое обеспечит их безопасность, иначе кассир виновным лицом не будет (ст. 239 ТК).

Лучший вариант – сейф, менее удачные – шкафы или тумбочки, запирающиеся на замок. Ключ хранит кассир, его дубликат – руководитель.

Ящик кассового аппарата

Часто встречается ситуация, когда путаются понятия «касса» и контрольно-кассовая техника (контрольно-кассовая машина). Это разные вещи. В ККТ нет «кассы», а есть кассовый ящик. В нем денег в течение дня может находится ровно столько, сколько пробито с начала дня. Не больше и не меньше.

Вечером ККТ выводится z-отчет, деньги вынимаются из кассового ящика и сдаются кассиром-операционистом в основную кассу с оформлением приходного кассового ордера на наличную выручку. Выше мы говорили именно о такой основной кассе, а не о кассовом ящике.

В ящике ККТ деньги хранить нельзя! Это называется неоприходование выручки. А вот в кассе в пределах лимита хранить можно.

Таким образом, несмотря на то, что хранение наличных денег в кассе – тема, оставляющая свободу действий руководителю, доводить ситуацию до абсурда не стоит. Купите хотя бы небольшой металлический шкаф в организацию, и будет вам счастье. Хорошей вам выручки!

Зачем нужна кассовая книга и как ее оформить – читайте здесь . Как рассчитать лимит кассы, смотрите тут .

А где организована касса у вас – в сейфе, тумбочке, кошельке директора? Делитесь в комментариях!


Добавить комментарий