Расходы на хозяйственные нужды: нормы и учет
Оглавление
Законодательно установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам нормальные условия труда. Поэтому приходится покупать моющие средства, туалетную бумагу и совершать прочие траты на хозяйственные нужды. Чтобы не иметь проблем с налоговыми инспекторами, нужно правильно вести учёт трат на хозяйственные нужды.
Покупка хозтоваров и учёт их в качестве материалов
Расходы на приобретение хозтоваров могут снизить налоговую базу. Но, чтобы это произошло, необходимо выполнение нескольких условий:
- Экономическая обоснованность трат.
- Документальное подтверждение.
- Направление на получение коммерческой составляющей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 254 НК РФ, траты на приобретение хозтоваров можно отнести к разряду материальных.
Аналогичную позицию указывает Минфин в своих Письмах. Тогда и купленная туалетная бумага, и бытовая химия относятся к материалам и учитываются соответствующим образом.
Учёт затрат на приобретение хозтоваров в составе прочих расходов
Если рассматривать расходы на закупку хозтоваров с точки зрения пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, их смело можно отнести к затратам, которые связаны с производством и реализацией. Эти товары используется для обеспечения наёмному персоналу тех условий труда, которые гарантированы ТК РФ. Но в НК РФ такого понятия нет.
Согласно ст. 223 ТК РФ, работодатель обязан проводить санитарно-эпидемиологические мероприятия на рабочих местах. Для реализации возложенной обязанности, на предприятиях должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения (найти сейчас фирму без туалета вряд ли получится), места для приёма пищи, медпункт, комната отдыха и прочее.
Соответственно, в этих помещения должна поддерживаться чистота. Но сделать это без специальных средств вряд ли получится. Кроме того, после пандемии наведение чистоты должно производиться с помощью специальных дезинфицирующих средств. Поэтому расходы на закупку хозтоваров, бытовой химии оправданы. Следовательно, они учитываются и снижают базу при исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Арбитражная практика отстаивает такую же точку зрения. Расходы на закупку хозтоваров и бытовой химии списываются по мере передачи их в производство.
Получается, что производить учёт таких трат можно одним из способов:
- Согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ в качестве материальных расходов.
- Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией.
Пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ
Какой метод учёта применять, решает сам налогоплательщик.
Какие документы нужно собрать, чтобы подтвердить расходы
Оприходование, передача в производство и дальнейшее списание бытовой химии и прочих хозяйственных товаров происходит на основании первичных документов:
- На поступление – чека, товарные накладные, иные документы.
- На списание – требование-накладная, акт списания.
- Внутреннего документа, в котором прописаны меры по обеспечению санитарно-бытового обслуживания в соответствии с принятыми требованиями по охране труда.
Бухгалтерский учёт
Когда хозяйственные средства поступают на предприятие, к учёту они принимаются по фактической себестоимости. То есть, по фактическим затратам на их приобретение. Такое правило действует в отношении материально-производственных запасов, в которых относится, согласно ПБУ 5/01, хозтовары. Учёт ведётся на счёте 10:
- ДТ 10 КТ 60 – от поставщика поступили хозяйственные товары.
- ДТ 10 КТ 71 – хозтовары куплены по авансовому отчёту.
Как только хозтовары передаются в производство, их стоимость списывается в полном объёме. Метод списания выбирает сама компания. Для этого используются счета 20, 23, 25, 26 и 44.
О том, как правильно составлять авансовый отчет читайте тут. Узнайте больше об учете банковских комиссий здесь. Об учете малоценного имущества — читайте здесь.