Берегите то, что вам дорого: расходы на охрану на предприятии
Оглавление
Не только банкам и ломбардам по роду своей деятельности приходится сталкиваться с охранными услугами.Множество компаний заключают данные договоры для организации пропускного режима в свои офисы и производственные площадки. Кроме того, необходима охрана складов, грузов и прочего имущества предприятия. Давайте разбираться, как правильно организовать учет расходов на охрану.
Один из вариантов организации охраны является наем по договору сторонних охранников. Это можно осуществить тремя способами. Во-первых, можно заключить договор с частным охранным предприятием (ЧОП). Во-вторых, контрагентом в данном вопросе может быть ФГУП «Охрана». И, наконец, в качестве исполнителя по договору может выступать вневедомственная охрана Министерства внутренних дел РФ. Рассмотрим каждый из предложенных вариантов поподробнее.
Договор с ЧОПом
Пожалуй, наиболее общепризнанным способом обеспечения предприятия охранными услугами считается заключение договора с ЧОПом. При поискеконтрагента для того, чтобы заключить такой договор, помните, что частным охранным предприятием признается только общество с ограниченной ответственностью, размер уставного капитала которого составляет не менее ста тысяч рублей (ст. 15.Федерального закона № 2487-1от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», далее — Закон о ЧОП). А при заключении договора, который предусматривает вооруженную охрану, или услуги монтажа и проектирования охранных систем, размер уставного капитала контрагента должен составлять не меньше 250 тыс. руб. Также у ЧОПа должна быть лицензия (ст. 11 Закона о ЧОП).
Поэтому при заключении договора нужно сразу запросить у потенциального контрагента такие документы, как свидетельство о регистрации, лицензию (ее копию и ссылку на номер, дату в договоре), выписку из ЕГРЮЛ.
Стоит также обратить внимание на сам договор — в нем непременно должно быть указано следующее: № и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения. Помимо этого, к договору нужно прилагать заверенные заказчиком копии документов, которые подтверждают его право на владение или пользование имуществом, подлежащим охране (ст. ст. 9, 12 закона о ЧОП).
При отсутствии указанной информации и прилагаемых документов вероятность «снятия» расходов во время проверки увеличивается во много раз (см. письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/2/2007).
НДС и налог на прибыль
Расходы на охрану ЧОПом учитываются при налогообложении прибыли согласно подп. 6 п. 1 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, не помешает оформление и оперативных документов по договору: акта приема-передачи имущества под охрану, отчетов исполнителя, согласованных графиков дежурств, рапортов о выявленных нарушениях режима и т.п. Всеми этими документами можно будет подтвердить реальность оказанных услуг и отстоять расходы, при обнаружении инспекторами изъяна в основных документах.
Если говорить об НДС, то частное охранное предприятие, подобно любой другой коммерческой организации, может либо платить налог на добавленную стоимость, либо может освобождаться от уплаты налога по какому-либо основанию(например, при применении УСН). В связи с этим вопросу о том, как отразить НДС в договоре, нужно уделять особое внимание. Если НДС в договоре отсутствует, то это необходимо прямо указывать в нем, поясняя основания освобождения от уплаты налога при оказании охранных услуг. Если уЧОП имеются документы, которые подтверждают эти основания, желательно прикладывать к договору их копии.
Если же ЧОП уплачивает налог на добавленную стоимость, то на основании счетов-фактур, полученных от него, НДС по договору можно принимать к вычету.
Охрану осуществляет ФГУП «Охрана»
Рассмотрим случай, когда охранные услуги предоставляет ФГУП «Охрана» — предприятие, тесно связанное с МВД и использующее его материально-техническую базу при оказании своих определенных услуг.
Подобно первому случаю, расходы на охрану здесь включают в прочие расходы, которые связанны с реализацией и производством. С точки зрения налога на добавленную стоимость этот вариант не обладает какими-либо особенностями — все обязательства по договору в этом вопросе подобны отношениям с коммерческими организациями.
Вневедомственная охрана
Наконец, третьим способом получения охранных услуг является заключение договора с подразделением министерства внутренних дел, которое занимается вневедомственной охраной на основании подп. «м» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».
В подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ есть прямое упоминание об организации расходов на услуги вневедомственной охраны.
Документами, обосновывающими расходы на охрану в данном случае, будут договор об оказании услуг по охране, счета на их оплату и «закрывающие» акты (ежемесячные), а также смета стоимости услуг (обычно это приложение к договору).
Если говорить об НДС, то в данной ситуации его нет, так как вневедомственная охрана- это подразделение государственного органа (МВД), которое не платит данный налог (подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Как сформировать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, читайте здесь.
А ваша организация пользуется услугами охраны? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!