Проведение инвентаризации кассы – следим за самыми «текучими» активами

проведение инвентаризации кассыЗа любым имуществом на предприятии нужен глаз да глаз. А уж такой «текучий» вид имущества как наличные денежные средства и вовсе нуждается в особом внимании и контроле, а потому и проверяется он во всей тщательностью. Скрупулезное проведение инвентаризации кассы не помешает при внутренних проверках (надо же знать, все ли хозяйское добро на месте), так и налоговая инспекция при визите вежливости не преминет проверить участок по кассе. Итак, на что опираться и как действовать?

Изучаем нормативные документы

Инвентаризация кассы должна проводиться в соответствии с:

— приказом Минфина №49 от 13.06.95г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

— Порядком ведения кассовых операций, утвержденным ЦБ РФ положением от 12.10.2011 г. №373-П.

Целью проведения инвентаризации кассы является проверка оформления документации по кассе, сохранности денежных средств, соблюдение правил хранения и лимитов остатка наличных денег.

Обязательная инвентаризация

Есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Среди них:

— смена кассира;

— выявление хищений и недостачи;

— накануне составления отчетности за год.

Остальные случаи и сроки проведения инвентаризации кассы в организации устанавливаются руководителем. Издается приказ о проведении инвентаризации, в котором определяется состав комиссии, которая проводит инвентаризацию. В нее могут входить представители руководства, службы аудита, бухгалтерии и др. Чем меньше предприятие, тем более «разношерстный» состав комиссии будет наблюдаться.

Что проверяется

При инвентаризации проверяются следующие документы:

— кассовая книга и отчеты кассира;

— приходные и расходные кассовые ордера;

— журнал регистрации доверенностей;

— журнал по депонентам;

— книга регистрации платежных ведомостей;

— оправдательные документы, на основе которых проведены кассовые операции.

Проведение инвентаризации кассы

Проведение инвентаризации кассы начинается с того, что кассир дает расписку о том, что все приходные и расходные документы по кассе переданы бухгалтерии или сданы комиссии, поступившие в кассу наличные полностью оприходованы, а выбывшие – отражены как расход.

Проверка оформления кассовой книги:

— она должна быть с пронумерованными страницами, прошита, опечатана печатью и иметь подписи;

— проверка правильности расчета итогов и переноса остатков со страницы на страницу.

Для подтверждения полноты оприходования наличных с расчетного счета сравнивают суммы в ведомости по дебету счета 50 и данные по кредиту счета 51. Если есть расхождения, в ход идет «первичка»: ПКО, банковские выписки, отчеты кассира, корешки чеков.

Затем проверяют направления расходования денежных средств путем проверки документов, которые прилагаются к авансовым отчетам. Особое внимание обращается на наличие расписок получателей и отсутствие подчисток и исправлений.

Также проверяется:

— наличие приказа на установление лимита наличных денег в кассе и обоснованность расчета лимита;

— соблюдение лимита кассового остатка по данным кассовой книги;

— правильность проводок по кассовым документам;

— своевременность депонирования невыплаченной зарплаты.

Раз листочек, два квиточек

Наряду с проверкой документального оформления операций и обоснованности расходования наличных, проводят фактический подсчет денежных купюр и монет в кассе, а также проверку ценных бумаг и денежных документов. На купюры составляются описи – достоинство купюр, количество их и сумма.

После пересчета сравниваются фактические данные и остатки по бухгалтерскому учету. Они могут быть:

— равны;

— фактический остаток больше учетного – излишек (дебет 50 – кредит 91-1);

— фактический остаток меньше учетного – недостача (дебет 94 – кредит 50, а затем дебет 73 – кредит 94).

Подводим итоги

Постановлением Госкомстата№ 88 от 18.08.98г. утверждена типовая форма – акт инвентаризации наличных денежных средств №ИНВ-15. Акт составляется в двух экземплярах (а если меняется кассир, то в трех) и содержит:

— фактические и учетные данные по денежным средствам;

— объяснения кассира в случае наличия нарушений;

— заключение руководителя по итогам инвентаризации.

Акт подписывают комиссия, материально-ответственное лицо. Один из экземпляров акта остается у кассира, другой – сдается в бухгалтерию.

скачать форму акта №ИНВ-15 в Word

скачать форму акта №ИНВ-15 в Excel

А как часто инвентаризация кассы проводится на вашем предприятии? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


Добавить комментарий