Торговля в офисах: загадка без отгадки
Оглавление
Розничная торговля – понятие жутко интересное, а когда случается торговля в офисе, то ситуация вообще превращается в загадку без отгадки. Например, имеем такую картину: некая организация или ИП арендует офис (или имеет свой) и прямо в нем осуществляет продажу товаров своим покупателям – населению, например, продает биологически-активные добавки. Какую систему налогообложения применить в этом случае: ЕНВД или УСН (ОСНО)?
Однозначного и четкого ответа в законодательстве мы не найдем. Попробуем разобраться вместе?
Что в кодексе?
Однозначного и четкого ответа о том, как трактуется торговля в офисе, в законодательстве мы не найдем. Попробуем разобраться вместе? Обратимся к первоисточнику. Налоговому кодексу РФ. Согласно п.2 ст.346.26 на ЕНВД могут быть переведены:
1) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Офисов мы пока нигде не видим. Офис – это не магазин, не павильон. Тогда может быть объект стационарной торговой сети? Для трактовки понятий обратимся к следующей статье – 346.27 НК.
Розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
Исходя из определения, торговля в офисе подходит под само определение розничной торговли. Особое внимание обратите на исключение «реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети». Почему – поймете дальше.
Офис как торговая сеть
Торговые сети Кодекс делит на стационарные и не стационарные: — стационарная торговая сеть — торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям; — нестационарная торговая сеть — торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
Торговая сеть, расположенная в используемых для ведения торговли зданиях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. На мой взгляд, офис вполне подходит к этому определению. Да, специально для ведения торговли он не предназначен, то Кодекс разрешает в определении учесть и «используемые» для торговли здания, первоначально не предназначенные для ведения торговли. А как думаете вы? Под определение нестационарной торговой сети офис никак не подходит, т.к. по сути это не мобильная торговля, товары не разносятся и не развозятся.
А был ли зальчик?
Читаем Кодекс дальше. Стационарные торговые сети делятся на имеющие и не имеющие торговых залов:
— стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны; — стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов,
— торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Офисы бывают разные
Ситуация становится интересной и менее однозначной. Дело в том, что офисы разные бывают. У одних это небольшая комнатушка, где сидит и директор, и все работники, и происходит показ и продажа товаров. У других офис – это целый этаж, где выделен целый зал специально для проведения продаж со специальным оборудованием.
В первом случае наш офис подходит под определение торговой сети, не имеющей торговых залов. Во втором же – это уже полноценный магазин (но такой случай редкий, и подробно мы на нем останавливаться не будем).
Получается, что если договор розничной купли-продажи (оплата), знакомство с товаром и его передача происходит непосредственно в офисе, то такая деятельность попадает под ЕНВД. Ведь в помещении офиса представители компании не только оформляют документы на продажу товаров и принимают наличные деньги от граждан — покупателей, но и передают им товары. Это означает, что помещение фактически используется для розничной торговли. Условие о том, что оно должно быть присоединено к инженерным коммуникациям, также выполняется.
Южный полюс Минфина
Какой же объект выбрать, если торгового зала как такового нет? В этом случае Минфин в письме от 28 августа 2009 г. № 03-11-06/3/224. предлагает: «При реализации указанной продукции в офисе организации или в складском помещении при исчислении единого налога на вмененный доход применяются физические показатели «торговое место» или «площадь торгового места (в квадратных метрах)» (п. 3 ст. 346.29 Кодекса)».
Еще интересно посмотреть само определение торгового места, раз уж оно фигурирует как физический показатель: торговое место — место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи и т.д.
Мне кажется, все очевидно – есть часть здания (офис), которое используется для сделки розничной купли-продажи – знакомство с товаром, оплата и передача его.
Северный полюс Минфина
И все было бы хорошо, если бы Минфин был последователен в своей точке зрения. Так нет же, есть и другое письмо – с противоположной точкой зрения.
Из письма: «Таким образом, если договор розничной купли-продажи заключается в офисе и оплата за товар производится также в офисе, а не в объекте стационарной торговой сети, то в целях гл. 26.3 Кодекса данный вид предпринимательской деятельности относится к реализации товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети и не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а подлежит налогообложению в соответствии с иными режимами налогообложения».
Здесь ни слова нет о передаче товара и о месте, где она происходит. Из разъяснения Минфина получается, что факт передачи товара не имеет значения. Т.е. офис сам по себе не является объектом торговли.
Если склад отдельно
Ситуация, когда знакомство с товаром происходит, договор заключается в одном месте, а передача товара имеет место на складе, расположенного в другом здании, к счастью, трактуется более однозначно. Вспоминаем, что к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Если заключение договора происходит в офисе, а товар получается со склада – то это торговля по образцам и каталогам, которая на ЕНВД не переводится.
В таком случае может применяться УСН или общая система налогообложения. Минфин России подтвердил это в письме от 13 августа 2009 г. № 03-11-06/3/211.
О том, как рассчитывается ЕНВД, читайте здесь. К большой радости для многих налогоплательщиков ЕНВД скоро станет добровольным, об этом смотрите тут.
Таким образом, торговля в офисе — вопрос неоднозначный, а мы, руководствуясь такими «рекомендациями», мечемся, как ежики в тумане… А что думаете вы по этому спорному вопросу? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!