Страхование на УСН – бухгалтерский и налоговый учет

Все чаще организации прибегают к услугам страховых компаний. Купили машину? Надо приобрести полис. Хотите нанять высококлассного специалиста? Оформите на него дополнительную медицинскую страховку, иначе его могут переманить другие работодатели, предложив внушительный соцпакет. Как учитывать эти и другие виды страхования при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Разберемся в этой статье.

Виды страхования

1. Обязательное страхование. Виды такого страхования и условия их применения установлены законом. К ним относятся:

— обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

Компании, которые приобретают автомобиль для своей деятельности, обязаны оформить на нее страховой полис;

— страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Это обязательный вид страхования для компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками;

— страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (например, лифта или эскалатора в торговом помещении);

— прочие виды обязательного страхования.

2. Добровольное страхование. Компания по собственной инициативе приобретает страховой полис. Законодательство не обязывает организацию делать это. Примеры добровольного страхования:

— добровольное медицинское страхование сотрудников,

— добровольное страхование жизни и здоровья работников,

— добровольное страхование имущества. Часто требуется для получения кредита в банке.

— прочие виды добровольного страхования.

Расходы на страхование при УСН

Компании, применяющие УСН «доходы минус расходы» имеют право учитывать некоторые виды расходов при расчете налога на прибыль. Рассмотрим основные виды страхования на УСН и разберемся, можно ли уменьшить сумму единого налога в связи с затратами на них.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ затраты на обязательное страхование можно включить в состав расходов при расчете налога при УСН.

Расходы на добровольное страхование не поименованы в статье 346.16. Однако в списке расходов есть расходы на оплату труда. Они определяются в соответствии со ст. 255 НК РФ. Пункт 16 предполагает, в частности, признание следующих затрат:

— на ДМС не менее, чем на год, в размере не более 6% от ФОТ,

— страхование на случай смерти или нанесения тяжкого вреда здоровью сотрудника в размере до 15 000 в год на сотрудника.

Расходы на эти виды страхования оказываются в группе риска. Нередко налоговики их снимают. Однако в письме от 30.01.2012 N 03-11-06/2/14 Минфин разрешил их учитывать при расчете налога.

Некоторые другие виды страхования на УСН также вызывают сомнение, и налоговики отказывают в признании расходов.

Туроператоры обязаны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное законом. Законодательство предусматривает, что компания может его обеспечить застраховав свою ответственность или оформив банковскую гарантию.

Минфин в письме 24.02.2012 N 03-11-06/2/33 настаивает, что затраты на такую страховку нельзя принимать в расход, т.к. это необязательное страхование.

Для признания расходов в налоговом учете необходимо, чтобы:

— у компании был заключен договор на страхование (был оформлен полис). Так компания подтвердит, полис какого вида страхования она оформила,

— взносы/премии на страхование были уплачены.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы на страхование учитываются равномерно в течение всего периода действия полиса. Т.е. ежемесячно компания включает в расход сумму, рассчитанную пропорционально количеству дней месяца.

Пример

ООО «Машина» приобрело автомобиль и оформило на него полис ОСАГО 25 августа 2014 года. Оплата страховой премии в размере 7 000 руб. состоялась также 25 августа. Срок действия полиса – с 25.08.2014 по 24.08.2015.

Оплата страховой премии оформляется следующей проводкой:

Д76 К51 7 000 руб. – оплачена страховая премия.

Расходы на страхование будут учитываться проводкой:

Д20 (26, 44 и пр.) К76.

Суммы расхода в бухгалтерском учете по месяцам:

август 2014 года:

7 000 / 365 х 7 = 134,25 руб.

сентябрь 2014, ноябрь 2014, апрель 2015. июнь 2015:

7 000 / 365 х 30 = 575,34 руб.

октябрь 2014, декабрь 2014, январь 2015, март 2015, май 2015, июль 2015:

7 000 / 365 х 31 = 594,52 руб.

февраль 2015:

7 000 / 365 х 28 = 536,99 руб.

Из-за округлений в итоге сумма расходов на страхование может на несколько копеек различаться с суммой оплаченной премии. Чтобы этого избежать, в последнем месяце признания расходов рекомендуем рассчитать оставшуюся сумму вычитанием ранее начисленных сумм расходов из суммы страховой премии. Обычно эту сумму можно увидеть в начальном сальдо последнего месяца в бухгалтерской программе.

Таким образом, в августе 2015 года в расход будет списана сумма:

7 000 – 134,25 – 575,34 х 4 – 594,52 х 6 – 536,99 = 460,28 руб.

Расчетным путем у нас получилась бы сумма:

7 000 / 365 х 24 = 460,27 руб.

Как мы видим, расхождение составило бы 1 копейку.

В налоговом учете компания признает расход 25 августа 2014 года в размере 7 000 руб. и сделает соответствующие записи в КУДиР.

Про расходы на добровольное страхование работников можно почитать здесь: http://pommp.ru/nalogi/rashodyi-na-dobrovolnoe-strahovanie-rabotnikov-chto-s-nalogovyim-uchetom/

Про ОСАГО и другие страховки написано тут: http://pommp.ru/buhgalterskiy-uchet/pryachemsya-pod-zontikom-rashodyi-na-osago-i-drugie-strahovki/

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи