Расходы на аренду при УСН – когда на собственное имущество не хватает средств
Оглавление
Не любые организация или индивидуальный предприниматель, которые относятся к малому бизнесу, могут позволить себе приобретение дорогостоящего имущества. Что же делать? Обойтись без основных средств нельзя, а купить их пока не на что. Отличным выходом из ситуации здесь может стать аренда.
Налоговый кодекс разрешает учесть расходы при аренде УСН, а также при использовании основной системы налогообложения. Как правильно при УСН учесть затраты на аренду и какие документы для этого потребуются?
Как списать расходы на аренду?
Учет расходов на аренду зависит от того, каким образом происходит оплата: предоплата или постоплата. Как известно, для признания расходов при УСН важны два момента: их оплата и фактическое наличие.
Поэтому порядок признания будет такой:
1. Арендная плата перечисляется авансом: в расходы она включается только после фактического оказания услуг.
2. Аренда оплачивается по факту: расходы списываются сразу при перечислении денег арендодателю.
Если арендодатель является плательщиком НДС, то уплаченный «входной» НДС по арендной плате можно учитывать в расходах по отдельной статье.
Как подтвердить расходы?
Конкретный перечень документов, которыми можно обосновать расходы на арендную плату, в Налоговом кодексе отсутствует.
По рекомендации Минфина (письмо №03-03-06/1/559 от 06.10.2008 г.) важно, чтобы при проверке организация или индивидуальный предприниматель могли предоставить:
— договор аренды;
— акт приемки-передачи арендованного имущества;
— график арендных платежей;
— платежные документы, которые подтверждают внесение арендной платы.
Нужны ли акты об оказании услуг?
Согласно рекомендациям Минфина и ФНС расходы при аренде УСН не обязательно подтверждать ежемесячными актами об оказании услуг (Письма Минфина №03-03-04/1/742 от 09.11.2006 г., ФНС №02-1-07/81 от 05.09.2005 г.). Однако если такие акты отсутствуют, то в остальных документах должны содержаться все обязательные реквизиты согласно ФЗ «О бухгалтерском учете». В противном случае документы подтверждать налоговые расходы не смогут.
Поэтому многие арендаторы вынуждены подстраховываться и договариваться с арендодателем о предоставлении актов об оказании услуг по итогам месяца или квартала.
Сроки договора
Необходимо следить за соблюдением сроков договора. Если срок договора на аренду истек, но организация по-прежнему пользуется арендованным имуществом, то следует подписать соглашение о новом сроке.
Согласно Гражданскому кодексу, если арендатор продолжает пользоваться имуществом и вносить за него арендную плату, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п.2 ст.621 и п.2 ст.610 ГК РФ).
Однако с позиции налоговых инспекторов, расходы на аренду, начиная с того момента, когда договор прекратил свое действие, считаются экономически необоснованными и не должны учитываться при расчете единого налога.
Доказать свое право на признании расходов за такой спорный период можно, но только в суде. Поэтому лучше следить за тем, чтобы договор аренды просрочен не был.
А как думаете вы, выгодно ли организациям и индивидуальным предпринимателям пользоваться арендой имущества? Или все-таки выгоднее копить на собственное имущество? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!