Обязателен ли акт оказанных услуг?
Любой бизнес не может обойтись без документооборота – входящие документы от поставщиков, исходящие документы для покупателей, многочисленные внутренние документы, отчетность для сдачи в фонды и налоговую. Отсюда вытекает разумное желание предпринимателя свести к минимуму число документов. А бывают и ситуации, когда составить документ вроде бы и нужно, но нет такой возможности. Поэтому у организаций и ИП, которые оказывают услуги, один из самых частых вопросов – обязателен ли акт оказанных услуг?
Нормы гражданского законодательства
Отношения между юридическими лицами основываются на нормах гражданского законодательства, поэтому в первую очередь давайте обратимся к Гражданскому кодексу. Возмездное оказание услуг регламентировано гл. 39 ГК. Правила этой главы применимы к многочисленным видам договоров – на информационные, консультационные, аудиторские, бухгалтерские, туристические услуги, услуги связи, обучения и т.д.
В этой главе ГК акт об оказании услуг не упоминается. Нет и указания на способ приемки и передачи услуг. Однако в ст.783 ГК сказано, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде, если они не противоречат гл.39 ГК и особенностям предмета договора оказания услуг.
Поэтому на этом этапе можно сделать вывод, что приемка заказчиком услуг должна быть удостоверена актом или другим документом (п.2 ст.720 ГК). Услуги считаются оказанными в момент подписания акта или другого документа, который свидетельствует об их оказании. Акт составляется обязательно, если это закреплено в качестве одного из условий договора.
Однако особенность ряда услуг в том, что они не оставляют материального результата (например, устное консультирование, чтение лекций), поэтому к оказанию таких услуг порядок приема-передачи результатов работ применить невозможно.
Судебная позиция
К сожалению, единая судебная практика по вопросу обязательного наличия актов об оказании услуг не сложилась. Существуют такие позиции судов:
— требование об обязательном подписании заказчиком и исполнителем акта, подтверждающего оказание услуг, законодательством не установлено (постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 № КА-А41/10338-07, ФАС Поволжского округа от 25.01.2007 № А57-17845/05);
— отсутствие акта не может быть однозначным основанием для вывода о фактическом неоказании услуг (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 № Ф08-7879/07 и от 16.06.2005 № Ф08-2393/05);
— прием результатов оказанных услуг может быть оформлен актом, который подтверждает факт их оказания и принятия заказчиком (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 № Ф08-730/04, Центрального округа от 18.01.2007 № А62-2318/2006)
Показательно мнение, выраженное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П: предмет договора возмездного оказания услуг – это совершение определенных действий или осуществление деятельности, и в понятие предмета договора достижение результата не включено. Это связано с тем, что результат не всегда достижим, в том числе и из-за объективных причин.
С точки зрения Минфина, акт оказанных услуг необходим, если составление его обязательно по гражданскому законодательству или по условиям договора (письма Минфина от 30.04.04г. №04-02-05/1/33, от 13.11.2009г. №03-03-06/1/750, от 20.08.2007г. №03-03-06/1/576). Акт должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» 3402-ФЗ.
Последствия отсутствия акта
Акт оказанных услуг – это не формальность, а документ, который свидетельствует о выполнении сторонами условий договора. Он завершает договорные отношения между заказчиком и исполнителем.
Чем чревато отсутствие подписанного акта оказанных услуг:
— самое вероятное, у заказчика налоговые инспекторы снимут расходы как документально не подтвержденные (п.1 ст.252 НК);
— возможность заказчика обратиться с иском в суд на невыполнение условий договора или ненадлежащее качество услуг, даже если услуги оказаны в полном соответствии с договором.
Таким образом, акты об оказании услуг все же лучше составлять, если есть такая возможность.
Что делать, если заказчик уклоняется от подписания акта? Направьте акты в двух экземплярах по почте ценным письмом с уведомлением. Вложите сопроводительное письмо, в котором:
— уведомите сторону об оказанных услугах;
— попросите подписать второй экземпляр акта и отправить вам.
Обратите внимание: аренда не относится к услугам и составление актов по аренде не требуется.
Что должен содержать счет на оплату покупателю, читайте здесь .