Сопроводительное письмо в налоговую: бюрократия или необходимость?
Российская бюрократия всеобъемлющая, на каждую составленную вами бумажку придется составить еще как минимум одну бумажку, а также регистрировать эти бумажки еще и в журналах. Особое место в ряду «бумажек» занимают сопроводительные письма. Что же это – неоправданная бюрократия и зло или крайняя необходимость?
Например, сопроводительное письмо в налоговую инспекцию, как правило, является неизменным спутником уточненных деклараций. Самое интересное, Налоговый кодекс таких требований не выдвигает. Однако если вы попытаетесь сдать «уточненку» в инспекцию без письма, то, скорее всего, у вас это не получится. Поэтому чтобы не портить себе настроение и не нервировать инспекторов, придется составлять письмо. Тем более что много времени это не займет. Как же его составить?
Что такое сопроводительное письмо?
Сопроводительное письмо в налоговую получило свое название потому, что «сопровождает» какую-либо документацию. Оно используется для отправки тех документов, которые не имеют адресной части. Обязательный реквизит их – отметка о наличии приложений.
Исходящий номер при регистрации сопроводительного письма ставится на нем самом. А письмо в дальнейшем дает возможность определить, какие документы, и в каком количестве были отправлены. Регистрируются сопроводительные письма в налоговую, так же как и остальные, в журнале исходящих документов.
Сопроводительное письмо в налоговую, прилагаемое к уточненной декларации, кроме того, что оно выполняет задачу регистрации отправляемых документов, содержит поясняющую информацию. Дело в том, что при получении «уточненки» налоговая инспекция имеет право назначить выездную проверку, потому как ошибки в декларациях, исправления — все это может выглядеть подозрительно.
Поэтому у сопроводительного письма есть еще одна задача – максимально подробно пояснить, в связи с чем предоставляются новые документы. А если сопровождается «уточненка» — убедить инспекторов, что в проведении проверки нет необходимости.
Форма письма
Для сопроводительных писем форма официальное не утверждена, форма их может быть произвольной, однако они должны составляться по принципам делового письма. Некоторые инспекции предоставляют образцы сопроводительных писем для каждого случая и требуют использовать именно их. В такой ситуации стоит взять такие образцы и пользоваться, тем более самим не придется выдумывать.
Если таких образцов нет, то следует помнить, что в сопроводительном письме уместны такие реквизиты:
— адресат;
— наименование организации (ФИО предпринимателя);
— коды организации;
— дата отправки и исходящий номер;
— заголовок;
— содержательная часть – текст;
— отметка о приложениях (сразу после основного текста);
— подписи, печать
— отметка об исполнителе.
Текст сопроводительного письма в налоговую уместно начать со слов «Представляем вам…». Далее пишут, что конкретно направляется, пояснения, почему это направляется. Указываются причины корректировок в отчетности, затем они конкретизируются. При представлении «уточненки» действует правило: чем значительнее ошибка, тем больше подробностей нужно указать.
Упоминаются строки декларации, которые были скорректированы. Если таких строк много, то можно назвать только итоговую сумму рассчитанного налога и величину доплаченной задолженности и пеней (если они были). При доплатах налога уместно будет назвать реквизиты платежных поручений на доплату налога и пени или приложить к документам копии самих платежек в качестве приложений.
Например, сопроводительное письмо может быть таким.
О том, нужно ли вообще подавать уточненные декларации, можно прочитать здесь. А о том, как рассчитать и заплатить пени — информация тут.
Нет сомнений, что составление обязательных сопроводительных писем – это дополнительный этап в круговороте бухгалтерских документов, который увеличивает трудозатраты и время подготовки документов. Тем более сейчас, когда все вокруг так ратуют за сокращение бумажного документооборота. А как думаете вы? Каково ваше отношение к сопроводительным письмам? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!