Неопределенный круг лиц в рекламе – только для «незнакомцев»

неопределенный круг лиц в рекламе

Современная реклама поистине разнообразна. Она может принимать такие причудливые формы, что порой сложно разобраться, а вообще реклама ли это? Ситуация осложняется тем, что НК не содержит конкретного перечня расходов, которые могут считаться рекламными.

Одним из основных признаков рекламы, которые содержит закон «О рекламе», является  ее адресованность неопределенному кругу лиц. Что же понимается под этим выражением? К сожалению, точного ответа на вопрос, что такое неопределенный круг лиц в рекламе, мы найти не сможем как в законе, так и в других нормативно правовых актах. Остается довериться только разъяснениям.

Позиция ФАС и Минфина

Контроль над соблюдением законодательства о рекламе возложен на ФАС (федеральная антимонопольная служба). Это ведомство еще в 2007 году выпустило разъяснения в письме ФАС России от 05.04.2007г. №АЦ/4624.

Согласно письму, неопределенный круг лиц – лица, которые заранее не могут быть определены в качестве получателей рекламной информации. В рекламе конкретные лица, для которых она создается и на восприятие которых направляется, не указываются.

Таким образом, критериев неопределенности два:

— в распространяемой информации указания о лицах, для которых она создавалась, отсутствует;

— невозможно заранее установить круг лиц, до которых будет доведена информация.

ФАС не указал, должны ли для признания информации рекламной выполняться оба условия одновременно, или же достаточно одного из них.

Свою лепту в определение внес и Минфин. Согласно его позиции, высказанной в целом ряде писем (например, от 15.12.2010г. №03-03-06/1/777), неопределенный круг лиц – это неопределенность целевой аудитории. Сказать, что после такого определения туман рассеялся, можно вряд ли.

Почтовые рассылки

Пожалуй, одним из видов распространения информации, который вызывает больше всего споров по признанию его видом рекламы, является почтовая рассылка.

Такая рассылка может быть представлена в следующих видах:

— адресная почтовая рассылка, доставляется потенциальным клиентам (с указанием ФИО адресата) из имеющейся базы;

— безадресная почтовая доставка: сотрудники почты раскладывают конверты (без указания ФИО) по почтовым ящикам (заключаются договоры оказания услуг с филиалами Почты РФ).

Реклама или прочие не поименованные?

В первом случае затраты на рассылку к рекламным не относятся, поскольку информация в письме предназначена для определенных лиц – тех, чьи ФИО и адрес указаны на конверте (письмо Минфина от 05.07 2011г. №03-03-06/1/392, от 04.07 2013г. №03-03-06/1/25596, от 15.07.2013г. №03-03-06/1/27564).

Однако расходы все-таки признать можно, если:

— рассылка является способом увеличения числа покупателей;

— соблюдаются требования ст.252 и 268 НК,

в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией – пп.49 п.1 ст.264 НК.

Обратите также внимание: списать расходы в этом случае можно, если рассылаемые материалы не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, и продать эти материалы невозможно. Если это условие не выполнено, то будет иметь место безвозмездная реализация, а расходы на приобретение информационных материалов и связанные с передачей учесть по налогу на прибыль будет невозможно (п.16 ст.270 НК).

Во втором случае расходы можно считать рекламными (письмо Минфина от 18.01.2006г. №03-03-02/13, от 15.07.2013г. №03-03-06/1/27564).

Расходы на дегустации

Еще один вид рекламных расходов, который наглядно демонстрирует неопределенный круг лиц в рекламе, это проведение дегустаций. Здесь также возможно два варианта:

1. Дегустации проводятся на ярмарках, в магазинах, на улице, где попробовать продукцию компании может любой желающий. Здесь круг лиц заранее не определен, а потому затраты на организацию дегустации можно считать рекламными (письмо УФНС по г. Москве от 19.11.2004г. №26-12/74944).

2. На дегустацию приглашаются постоянные клиенты, организации, которые являются потенциальными покупателями, по приглашениям, то это не расходы на рекламу.

Судебная практика

Судебная практика по вопросу признания неопределенности круга лиц всегда исходит из конкретной ситуации, поэтому решения принимаются различные.

Так в постановлении ФАС ВСОот 14.07.2010г. №А78-5321/2008 рекламными были признаны расходы по бесплатной выдаче брендированной бутылки воды (на этикетке – фирменное наименование, товарный знак, слоган) при покупке определенного объема топлива на АЗС.

В постановленииФАС ДО от 07.02.2007г. №Ф03-А73/06-2/5053 среди расходов на рекламу не разрешено учесть затраты на проведение лотереи среди бывших покупателей.

В постановлении ФАС СЗОот 25.02.2004г. №А21-3239/03-С1 отмечено, что к расходам на рекламу не относятся затраты по распространению фирменных ручек и зажигалок среди работников.

О том, какие еще необходимы условия для признания затрат расходами на рекламу, читайте здесь .

А какие виды расходов на рекламу есть в вашей организации? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


Добавить комментарий