Раздельный учет расходов – как разделить совместно нажитое

Раздельный учет расходов

Согласно п.18 ст.346.18 НК налогоплательщики, которые переведены по отдельным видам деятельности на единый налог на вмененный доход для некоторых видов деятельности, ведут раздельный учет расходов и доходов по разным специальным налоговым режимам. Если разделение расходов при исчислении налоговой базы по налогам, которые рассчитываются по разным специальным налоговым режимам, невозможно, то эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем их объеме, полученном при использовании указанных специальных налоговых режимов.

Какие затраты бывают

Итак, если организация совмещает «упрощенку» и ЕНВД, то с большой вероятностью у нее возникнут расходы двух видов:

— расходы, явно относящиеся к одному из видов деятельности;

— общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые относятся к обоим видам деятельности.

К первой группе затрат можно отнести такие как: оплата материалов, товаров, предназначенных для определенного вида деятельности, заработная плата продавцов, занятых только в розничной или оптовой торговле, аренда склада для хранения товаров оптовой торговли, аренда помещения для розничного магазина и т.д.

Для такого типа затрат важно, чтобы раздельный учет расходов давал возможность однозначного и четкого отнесения расходов к определенному режиму налогообложения.

Ко второй группе затрат можно отнести: заработную плату и страховые взносы на нее работников администрации, пособия по нетрудоспособности администрации, оплата аренды или амортизация по складу, который используется для хранения товаров как для оптовой, так и для розничной торговли, аренда или амортизация офиса, офисной техники, командировочные и представительские расходы и т.д. Эта группа более разнообразна и многочисленна. Такие затраты придется распределять пропорционально полученным доходам.

Точное описание того, какие из ваших расходов вам относить к первой или ко второй группе, вы вряд ли где сможете найти. Только вы сами, зная специфику деятельности вашего предприятия, сможете оценить принадлежность расходов к одной из групп и распределить их. Составьте полный перечень всех расходов вашего предприятия и подумайте, какие из них произведены только для деятельности на УСН или только деятельности на ЕНВД, а какие однозначно отнести вы не можете.

Определяем специфику организации

В одной из прошлых статей мы приводили примеры деятельности организации ООО «Хозяюшка», которое занимается оптовой и розничной торговлей товарами для дома и совмещает ЕНВД и УСН. Продолжим изучать работу этого предприятия.

ООО «Хозяюшка» имеет магазин розничной торговли с площадью торгового зала 80 кв.м (на ЕНВД), магазин с площадью торгового зала 180 кв.м (арендуемые площади), собственный склад оптовой торговли, в котором хранятся приобретенные у поставщиков товары для оптовой торговли и обоих розничных магазинов, и арендует офис для администрации.

Прямые расходы, которые можно отнести к деятельности на ЕНВД: арендная плата за помещение магазина с торговым залом площадью 80 кв.м, заработная плата, страховые взносы, пособия по нетрудоспособности работникам маленького магазина, амортизация оборудования маленького магазина

Прямые расходы, которые можно отнести к деятельности на УСН: арендная плата за помещение магазина с торговым залом площадью 180 кв.м, заработная плата, страховые взносы, пособия по нетрудоспособности работникам большого магазина, амортизация оборудования большого магазина

Общие расходы, подлежащие распределению: арендная плата за помещение офиса, заработная плата (страховые взносы, пособия по нетрудоспособности) руководителя и работников офиса, общехозяйственные командировочные, представительские расходы, амортизация офисной техники, амортизация помещения склада, заработная плата (страховые взносы, пособия по нетрудоспособности) работников склада, водителя, который занимается доставкой товаров от поставщика, амортизация складского оборудования.

Как же реализовать раздельный учет

В 1С Бухгалтерия 8.2 предусмотрена возможность установить в учетной политике совмещение режимов, тогда в системе субсчетов появятся счета для раздельного учета затрат. Кроме того, в документах, которые формируются при работе с программой и касаются затрат, также есть возможность указать, что затраты учитываются в деятельности, переведенной на ЕНВД.

При начислении заработной платы в 1С Бухгалтерия 8.2 также есть функция указать процент деятельности по ЕНВД и статьи затрат – по ЕНВД и не по ЕНВД.

Таким образом, бухгалтеру предприятия, которое совмещает два режима налогообложения, придется провести значительную работу, чтобы общие правила распределения затрат заработали в отношении конкретного предприятия. И здесь никак не обойтись без полноценного бухгалтерского учета. Именно система бухгалтерских счетов позволяет разработать такой набор субсчетов, который позволит вести учет по каждому виду затрат раздельно.

О том, как ведется раздельный учет доходов, читайте здесь. А о том, какие методы распределения общих расходов существуют, мы поговорим совсем скоро.

А какие общие расходы существуют на вашем предприятии? А возможно, вы смогли прямо распределить все расходы по видам деятельности? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Добавить комментарий