Учет комиссий банка – за все приходится платить

учет комиссий банка

Основная цель всех коммерческих организаций – получение максимальной прибыли, и банки здесь не являются исключением. Поэтому за каждую оказанную услугу они взимают определенную плату. Открываете ли вы новый расчетный счет, заводите карточку подписей, делаете платежи контрагентам, снимаете деньги в кассу, инкассируете выручку – без комиссий обойтись не удастся. Давайте рассмотрим некоторые из банковских услуг и узнаем, как по налогу на прибыль отразить учет комиссий банка.

Плата за открытие банковского счета

Открывая новый расчетный счет юридическому лицу, банк взимает определенную комиссию. Обычно данный счет организация планирует использовать в текущей хозяйственной либо производственной деятельности, поэтому она может учесть оплату за его открытие в составе прочих (внереализационных) расходов.

Когда же открываемый расчетный счет у налогоплательщика не единственный, то придется  учитывать характер тех операций, которые будут осуществляться с использованием этого счета.

Например, если на балансе компании имеется база отдыха, которая не приносит каких-либо доходов и не используется в производстве, налогоплательщик не может включать расходы на открытие отдельного счета для этого объекта в прочие или внереализационные расходы. В таком случае фирме надо будет руководствоваться правилами, указанными в ст.275.1 НК РФ, ведь база отдыха является обслуживающим хозяйством.

В ситуации, когда расчетный счет открывает вновь созданная компания, не имеющая доходов в данном периоде, можно комиссии банка включить в расходы при расчете налога на прибыль при условии, что платеж связан с той деятельностью фирмы, которая направлена на будущее получение дохода.

Комиссия за свидетельствование подлинности подписей на банковских карточках

Чтобы банк открыл компании расчетный счет, нужно представить карточку с образцами подписей и оттиска печати (ф. №0401026), которую обычно заверяет нотариус либо уполномоченное лицо банка. При втором варианте банк может взимать за оказанную услугу определенное вознаграждение, сумму которого в дальнейшем организация-клиент имеет право учесть в расходах.

Но ведь свидетельствование сотрудником банка подлинности подписей на банковской карточке не указано в ст.5 Закона №395-1, следовательно, данная услуга не может считаться прочим или внереализационным расходом в соответствии с пп.25 п.1 ст.264 или пп.15 п.1 ст.265 НК РФ.

Но и без оформленной соответствующим образом карточки банк не сможет открыть организации расчетный счет, который необходим для осуществления фирмой своей текущей деятельности. Выходит, что расходы на такую услугу экономически обоснованы, и они учитываются при расчете базы или в иных расходах, связанных с производством (реализацией), или в других внереализационных расходах (пп.49 п.1 ст.264, пп.20 п.1 ст.265 НК РФ).

Оплата за РКО

За такие услуги банка, как учет денег на счете клиента, зачисление поступающих от контрагентов средств, списание платежей со счета, прием и выдача наличности и т.п., с организации-клиента взимается определенная сумма, которую впоследствии можно будет учесть в расходах.

Указанные операции входят в такое понятие, как расчетно-кассовое обслуживание (РКО), которое осуществляется кредитным учреждением по договору банковского счета. Но чтобы налогоплательщик мог беспрепятственно включить платежи за РКО в расходы, в договоре необходимо предусмотреть:

— конкретный перечень услуг, который банк обязуется предоставлять клиенту в рамках РКО;

— размер вознаграждения банку или порядок его расчета (возможен вариант, когда в договоре дается ссылка на то, что размер комиссии определяется исходя из тарифов, действующих в банке на момент оказания какой-либо услуги);

— сроки оплаты услуг банка по РКО (например, в последний рабочий день месяца или первого числа следующего; сразу после совершения какой-либо операции; ежеквартально и т.д.);

— условия, при соблюдении которых банк не берет плату за РКО (к примеру, если на счете клиента имеется неснижаемый остаток в течение какого-то периода, то банк не начисляет комиссию за проведение им безналичных платежей).

В налоговом учете учет комиссий банка, связанных с РКО, можно отнести к прочим или же внереализационным расходам только тогда, когда операции по обслуживаемому счету непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение фирмой какого-либо дохода.

Комиссия банка за инкассацию наличных денег

Большинство организаций пользуется такой услугой, как инкассация наличных денежных средств. Как правило, условие об инкассации включается в договор банковского счета, но оно может быть оформлено и отдельным соглашением.

Конечно, организация может хранить определенную сумму наличности в кассе, но все средства сверх лимита, установленного банком, требуется сдавать на расчетный счет (п.1, п.5 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением Совета директоров Банка России от 22.09.93г. №40).

Следовательно, расходы по данной услуге считаются экономически оправданными и, кроме того, относятся к банковским операциям согласно ст.5 Закона №395-1. Поэтому компания имеет полное право отнести их к прочим или внереализационным расходам (пп.25 п.1 ст.264, пп.15 п.1 ст.265 НК РФ).

О расходах на банковские услуги вы можете также прочитать здесь . Когда грозит блокировка расчетного счета, смотрите тут.

А какие банковские комиссии встречаются у вас? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


Добавить комментарий