Производим расчет транспортного налога в 2012 году и ждем введения экологического сбора

Расчет транспортного налога в 2012

Скорее всего, вы замечали, что с каждым годом вокруг нас становится все больше транспорта: «легковушки» отвоевывают у дворовых территорий все большее пространство, множатся стоянки, растут пробки. Конечно, гораздо удобнее пользоваться собственным транспортом и не зависеть от причуд общественного.

Однако увеличение количества автомобилей – это не только повышение комфортности поездок, но и отличный источник пополнения региональных бюджетов, поскольку все владельцы транспортных средств (за малым исключением) должны платить транспортный налог. Не обходит стороной этот налог и организации, в собственности которых находятся транспортные средства. И если за физических лиц расчет транспортного налога в 2012 году производят налоговые органы, то организации должны самостоятельно определить сумму к уплате и подать налоговую декларацию.

Особенности уплаты

Транспортный налог регламентируется гл.28 НК и вводится в действие законами субъектов. Именно законами субъектов определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы, а также налоговые ставки, но в пределах, которые установлены Налоговым кодексом.

Налоговый период – календарный год. Налоговая декларация по транспортному налогу представляется по месту нахождения транспортного средства не позже 1 февраля следующего года. Уплата налога производится в соответствии с региональным законодательством.

Среди объектов налогообложения – мотоциклы, автомобили, автобусы и другие самоходные механизмы и машины на гусеничном и пневматическом ходу, вертолеты, самолеты и др.

Обязанность организации платить транспортный налог при наличии у нее в собственности транспортных средств, являющихся объектами налогообложения, остается независимо от режима налогообложения, в том числе на УСН и ЕНВД. Однако для сельхозпроизводителей есть ряд льгот, например, для комбайнов, тракторов, специальных автомашин.

Алгоритм расчета транспортного налога

Расчет транспортного налога в 2012 производится отдельно по каждому транспортному средству по формуле:

ТН = НБ * НС * КК

НБ – налоговая база;

НС – налоговая ставка;

КК – корректирующий коэффициент.

Для определения общей суммы налога величины по всем транспортным средствам суммируются.

Налоговая база

Налоговая база различается для разных видов транспортных средств:

— по имеющим двигатели – мощность в лошадиных силах;

— по несамоходным – валовая вместимость;

— по транспорту без двигателей – количество единиц транспорта;

— по самолетам с реактивными двигателями – сила тяги в килограммах силы тяги.

Мощность двигателя, вместимость и т.п. можно посмотреть в технической документации, например, по данным, указанным в паспорте транспортного средства. Если в технической документации данных нет, то придется проводить экспертизу согласно ст. 95 НК.

Налоговые ставки

Для расчета транспортного налога необходимо знать величину налоговых ставок, действующих в вашем регионе. Базовая величина ставок определена в Налоговом кодексе, однако регионам дано право увеличивать или уменьшать их, но не более чем в 10 раз.

Также в региональном законодательстве налоговые ставки могут еще дифференцироваться (различаться), в зависимости от возраста транспортного средства и его категории.

Например, для грузового автомобиля КАМАЗ 4308 с мощностью двигателя 185 л.с. определена ставка 38 руб.

Законами некоторых субъектов предусматриваются различные ставки налога для автомобилей разных лет. В связи с этим возникает задача: установить возраст автомобиля. Необходимо учитывать все налоговые периоды, начиная с года, который следует за годом выпуска.

Например, автомобиль выпущен в 2005 году, налог рассчитывается за 2012 год. При этом его возраст составит 7 лет – период с 2006 по 2012 год (письмо Минфина №03-05-05-04/02 от 30.01.2012 г.).

Для того чтобы точно знать ставки, действующие в вашем регионе, лучше всего воспользоваться информацией на сайте вашего местного отделения ФНС.

Корректирующий коэффициент

Корректирующий коэффициент для формулы рассчитывается так:

КК = ЧМР / ЧКМ

ЧМР – число полных календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на собственника;

ЧКМ – число календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев).

При определении ЧМР месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано на данного собственника или снято с учета, независимо от того, какого числа это произошло, учитывается как полный месяц.

При покупке и продаже транспортного средства возникает интересная ситуация. Например, ООО «Сказка» продало ООО «Мечта» автомобиль, право собственности на который перешло к ООО «Мечта» 10 апреля. В данном случае и ООО «Сказка», и ООО «Мечта» при расчете транспортного налога учитывают апрель как полный месяц, т.е. принимают его в расчет при уплате налога. По мнению Минфина, двойного налогообложения здесь не возникает (письмо № 03-05-06-04/298 от 18.10.2011 г.).

Еще один важный момент: пока автомобиль числится на учете в автоинспекции, с него платится транспортный налог. Поэтому если вы списываете его с учета и отправляете в металлолом, не забудьте снять автомобиль с учета.

Караул, угнали!

Если вам не повезло и транспортное средство угнано, то при обращении в органы внутренних дел с заявлением и возбуждении уголовного дела будет выдан документ, подтверждающий факт угона и нахождения транспорта в розыске. В таком случае согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ угнанный транспорт не является объектом налогообложения. Наличие подтверждающего подлинника справки обязательно, его представляют в налоговый орган для подтверждения расчетов.

При угоне начисление транспортного налога прекращается в месяце, следующем за месяцем угона, и возобновляется с месяца, в котором транспортное средство было возвращено.

Пример расчета транспортного налога будет приведен в следующей статье. Не пропустите!

В планах Правительства на ближайшие годы значится замена транспортного налога на экологический сбор. Конечно, последнее звучит намного красивее и патриотичнее. Забота о природе сейчас в моде, особенно когда мы всеми силами стремимся к сближению с Европой. Однако, изменится ли от этого сама суть налога и будет ли больше денег налогоплательщиков тратиться именно на экологию – это пока вопрос… А что думаете по этому поводу вы? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Добавить комментарий