Покупка основного средства б/у: имущество «секонд-хэнд»

покупка основного средства б/у

Приобретение основных средств – мероприятие весьма затратное. Поэтому многие предприятия, особенно только что созданные, не могут позволить себе раскошелиться по полной программе на обзаведение всем необходимым имуществом. И здесь на помощь приходит покупка основного средства б/у. Как учесть такой «секонд-хэнд» в налоговом и бухгалтерском учете, вы узнаете в сегодняшней статье.

Срок полезного использования

Амортизационные отчисления учитываются при расчёте налога на прибыль. Поэтому при приобретении ОС бывшего в эксплуатации необходимо рассчитать и установить соответствующую норму амортизации этого объекта и определить срок его полезного использования (СПИ).

Купленное основное средство принадлежит к амортизируемому имуществу и должно быть включено в ту же амортизационную группу, в которой оно находилось у предыдущего собственника(п.12 ст.258 НК), а если учётной политикой вашего предприятия при учёте ОС предусмотрено применение линейного метода начисления амортизации, то на основании п.7 ст.258 НК и письма Минфина от 29.11.2012г. №03-03-06/1/617,вы можете уменьшить его СПИ на срок, в течение которого это основное средство эксплуатировалось предыдущим собственником.

При этом СПИ будет равен первоначальному сроку, уменьшенному на количество лет эксплуатации этого имущества его предыдущим собственником.

Цена имущества

Согласно ст. 256 НК к амортизируемому следует относить только то имущество, стоимость которого превышает 40000 руб., а СПИ более 12 мес. Поэтому если ваше приобретение имеет цену ниже указанной суммы – приобретенный объект не признаётся амортизируемым имуществом, и вы можете смело списывать всю сумму целиком на материальные расходы.Даже в том случае, если его СПИпревышает 12 месяцев (пп.3 п.1 ст.254 НК, п.1 ст.256 НК), а в акте ОС-1 указана остаточная стоимость от прежнего собственника.

Следующая ситуация – приобретенный объект соСПИ более 12 мес. имеет стоимость свыше 40000 руб., но амортизация по нему списана полностью. В этом случае вы всё равно обязаны включить его в состав амортизируемых ОС на основании всё того же п.1 ст.256 НК.

В этом случае, как уже говорилось выше, имущество включается в группу, соответствующую той, в которой оно находилось у прежнего хозяина. А СПИ для него вы можете определить самостоятельно, руководствуясь назначенным на вашем предприятии сроком эксплуатации этого объекта и другими факторами. После чего амортизация на это имущество начисляется и списывается в соответствии с установленными нормами (п.7 ст.258 НК).

Оформляем документы

Для целей налогообложения прибыли используются записи из акта ОС-1 о сроке фактической эксплуатации основного средства, заполненные в разделе 1, графе 4, поэтому желательно такой акт получить у организации, которая продаёт вам имущество.

Кроме акта, подтвердить срокслужбы имущества могут и другие документы. Например, акт приемки-передачи основного средства, а у автомобиля этим документом может служить ПТС (паспорт транспортного средства), у недвижимого имущества – паспорт здания, либо его копия или выписка, где указан год постройки, справка БТИ, в которой указан износ здания.

Но Минфин не согласен с таким положением дел (письмо от 05.07.2010г. №03-03-06/1/448) и считает, что при отсутствии акта ОС-1 или ОС-1а (для здания) «налоговая» амортизация начисляться не должна.

Покупка основного средства б/у у иностранной компании – повод попросить продавца зафиксировать срок службы имущества в письме или в договоре купли-продажи. А если вы приобретаете основное средство у индивидуального предпринимателя, то неважно,  что оно не амортизировалось. Главное, чтобы продавец передал вам документы, подтверждающие его фактическую эксплуатацию.

Это может быть, к примеру, письмо с реквизитами ИП и информацией о фактическом сроке эксплуатации этого объекта ОС.

Покупка у физлица

Но если имущество приобретается у физического лица, то вам не удастся уменьшить его СПИ, даже если существуют документы, подтверждающие фактический срок эксплуатации. На  основании того, что при использовании имущества физическим лицом амортизация не начислялась, Минфин полагает, что СПИ на такое имущество должен определяться как для вновь приобретённого ОС (Письмо Минфина от 06.10.2010г.№03-03-06/2/172).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учёте на основании п.20 ПБУ 6/01 организация имеет право самостоятельно определять срок полезного использования ОС при принятии их к учёту. Следовательно, вы можете установить любой срок эксплуатации на приобретенное вашей фирмой ОС.

Для этого на предприятии создается специальная комиссия, которая определяет установленный срок приказом о вводе имущества в эксплуатацию. Конечно, удобнее всего будет определить этот срок по правилам налогового учёта в соответствии с Классификацией ОС – так вам будет легче и удобнее вести учёт. Этот порядок должен быть зафиксирован в учетной политике организации.

Как заполнить акт приема-передачи, смотрите тут. Что такое амортизационная премия и когда ее выгодно использовать, читайте здесь .

А вы покупаете подержанное имущество? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


Добавить комментарий