Как успешно встретить новый год, учесть «новогодние» расходы и не налететь на штрафы

«новогодние» расходыСовсем скоро Новый год, но для бухгалтера это не только чудесный праздник, нарядная елка, мандарины в вазочках… Каждый год в организации возникают специфические «новогодние» расходы, учет которых – непростая задача. Создать волшебную атмосферу праздника в компании помогают новогодние украшения и подарки. Ну и конечно ни одна уважающая себя солидная организация не обойдется без праздничного банкета для сотрудников.

Эх, погуляем на банкете!

Если руководство организации приняло решение провести для всех сотрудников праздничный банкет, то расходы на подготовку и проведение его безопаснее не учитывать при расчете налога на прибыль. Причем такая точка зрения финансового ведомства не меняется на протяжении многих лет (письмо Минфина от 11.09.2006г. №03-03-04/2/206). Затраты на банкет с производственной деятельностью не связаны и не направлены на получение дохода. Кроме того, они являются не учитываемыми в целях налогообложения согласно п.29 ст.270 НК.

При участии в банкете выходит, что каждый сотрудник получает доход в натуральной форме. Однако удержать НДФЛ здесь не получится, поскольку у организации нет возможности точно определить экономическую выгоду, которую получает каждый из работников, участвующих в банкете (письмо Минфина от 15.04.2008г. №03-04-06-01/86).

Оплата банкета непосредственно не связана с трудовой деятельностью сотрудников и точный доход каждого сотрудника от участия в банкете не может быть посчитан, поэтому страховые взносы также не начисляются.

Время дарить подарки

Денежные премии и подарки работникам можно учесть при расчете налога на прибыль только в том случае, если они выдаются за трудовые достижения, и они поименованы в положении об оплате труда (ст.255 НК). В приказе о премировании конкретно указывается, за какие трудовые успехи выдана премия или подарок. Остальные премии и подарки не учитываются при расчете налога на прибыль.

Подарки покупателям можно учесть в составе расходов на рекламу, но только если на них будет логотип компании, вручающей подарки, и такие презенты носят обезличенный характер, т.е. заранее не известно, кому они будут выданы. Такой вид расходов нормируется в размере 1% выручки от реализации за год.

Расходы на приобретение подарков для детей работников нельзя учесть при расчете налога на прибыль, поскольку они никак не связаны с вознаграждением за труд, даже если обязанность компании выдавать их предусмотрена в коллективном договоре (п.16 ст.270 НК).

Отсюда следует, что работники получают от компании подарки безвозмездно. Безвозмездная передача приравнивается к реализации и облагается НДС (п.1 ст.146 НК). Налоговая база – покупная стоимость подарков без НДС (п.2 ст.154 НК), выходной НДС принимается к вычету.

В бухгалтерском учете приобретенные подарки учитываются без НДС по счету 41, а после выдачи их стоимость списывается в прочие расходы. Также в прочие расходы попадает начисленный НДС с безвозмездной передачи.

Подарки – это доходы, полученные в натуральной форме. Если подарок стоит меньше 4000 руб., а в течение года работник больше не получал подарков или же общая сумма всех подарков меньше 4000 руб., то НДФЛ не начисляется (п.28 ст.217 НК). Если нет, то с суммы превышения удерживается НДФЛ.

Страховые взносы на стоимость подарков начислять не нужно.

Расходы на украшения

Расходы на украшение витрин, здания можно принять при расчете налога на прибыль, однако надо быть осторожнее с формулировками. Сначала руководитель должен издать приказ, в котором прописываются все праздничные мероприятия, причем безопаснее использовать такие формулировки: «праздничные рекламные мероприятия, направленные на поддержание положительного имиджа компании». После подписания приказа составляется смета расходов. Т.е. такой тип расходов следует обставлять как расходы на рекламу.

1. Расходы на оформление витрин являются рекламными и не нормируемыми (п.4 ст.264 для общей системы, п.2 ст.346.16 для упрощенной системы). Под витринами понимаются как внутренние с товарами, так и остекленные фасады.

2. Наружное праздничное освещение (например, различные гирлянды) должно подсвечивать рекламные щиты и стенды, вывеску с названием компании, тогда оно является световой рекламой (п.4 ст.264 НК) – ненормируемые рекламные расходы.

3. Елочка с гирляндами тоже может стать рекламной, если вы повесите на нее украшения с логотипом и фирменным наименованием.

Следует отметить, что, несмотря на все ухищрения, споры с налоговиками все же возможны. После праздников проведите анализ экономической выгоды, которую вы получили от рекламы, рост продаж должен быть налицо.

Если расходы вы учли в налоговом учете, то НДС по ним можно принять к вычету. В бухгалтерском учете расходы на украшения отнесите к коммерческим (п.5 ПБУ 10/99).

Если под новый год вы встречаете деловых партнеров. то учесть представительские расходы вам поможет эта статья .

А какие «новогодние» расходы встречаются у вас? Удается ли учитывать их в расходах по налогу на прибыль? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Удачного вам нового года!

  1. Алексей

    10.12.2012

    Спасибо Юля очень познавательная статья и пригодится многим людям. Удачи Вам и процветания Вашему сайту

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи