Закралась ошибка в платежном поручении? Бежим делать уточнения!

ошибка в платежном поручении

Практически каждый день бухгалтерии приходится решать проблемы, которые возникают из-за ошибок в документах. Их появление – дело вполне объяснимое, все мы живые люди, отвлекся, недоглядел – и вот она, ошибочка вышла. Некоторые огрехи исправить несложно, например, попросить контрагента выставить исправленный счет-фактуры, работника – составить правильный авансовый отчет.

Другое дело, когда дело касается перечисления налогов, а именно допущена ошибка в платежном поручении на их перечисление. Как же быть в такой ситуации: когда можно не волноваться, а когда придется отправлять платеж повторно, рассчитывать пени?

Самые распространенные ошибки

При составлении платежных поручений на уплату налогов следует руководствоваться Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей, утвержденными Приказом Министерства Финансов №106н от 24 ноября 2004г.

ТОП самых распространенных ошибок в платежках на перечисление налогов:

— ошибки в КБК (кодах бюджетной классификации) – не указание его или проставление не существующего кода;

— ошибки в ОКАТО (коды административно- территориальных образований);

— ошибки в ИНН/КПП получателя, КПП налогоплательщика.

— Ошибки в полях: 106 — основание платежа, 110 – тип платежа, 107 – налоговый период, 101 – статус плательщика.

Когда налог или взнос придется уплатить еще раз

Критическая ошибка в платежном поручении на перечисление налогов и взносов – неправильное указание наименования банка получателя и счета Федерального казначейства. Согласно пп.4 п.4 ст.45 НК РФ такой платеж не засчитывается, а налог считается не уплаченным.

Дальнейшие ваши действия зависят от того, когда вы обнаружили ошибку:

— до наступления срока уплаты налога: заполните новую правильную платежку, напишите заявление в инспекцию о зачете ранее перечисленной суммы;

— после наступления срока уплаты налога: рассчитайте пени, заполните 2 платежки с правильными реквизитами – на уплату налога и пени, напишите заявление в инспекцию о зачете ранее перечисленной суммы.

Для взносов на социальное страхование критической ошибкой, в отличие от налогов, также является неправильный КБК (ч.6 ст. 18 ФЗ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). Порядок действий в этом случае аналогичен ситуации с налогами.

Однако даже при ошибке в КБК по страховым взносам, если платеж ушел на правильный счет казначейства, суды считают, что нет оснований утверждать о неуплате и начислении пеней. В этом случае нужно просто уточнить платеж.

Некритические ошибки, требующие уточнения

Остальные ошибки исправить проще. Для этого нужно подать в ИНФН или отделение фонда (ФСС или ПФР) заявление с просьбой уточнить платеж. Заявление составляется в свободной форме на имя начальника инспекции или управления фонда. Главное при подаче заявления – наличие пришедших денег на счетах казначейства.

Образец заявления приведен на рисунке.

Целесообразно и сделать сверку с фондом или налоговой инспекцией. Далее работника фонда или инспекции принимают решение об уточнении платежа (срок – 10 рабочих дней) и в течение 5 рабочих дней сообщают компании о своем решении. Пока форма такого решения не утверждена, однако на сайте ПФР проект решения для этого фонда можно найти.

Сообщение о решении передается руководителю организации лично,  по доверенности представителю или отправляется по почте.

Сотрудники ИФНС хотя и не против уточнения платежа, однако частенько пытаются доначислить пени и наложить штрафы. Однако судами в такой ситуации поддерживаются именно налогоплательщики, даже если ошибка при перечислении налога допущена в КБК.

Если заявление вами предоставлено, но в установленные сроки сообщение о решении вы не получили, то согласно ст. 137, 138 НК вы можете обжаловать бездействие лиц налоговой инспекции в вышестоящую организацию.

Жалобу можно подать в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав (п.2 ст. 139 НК РФ).

Проблемные коды ОКАТО

Ошибка в платежном поручении в территориальных кодах традиционно вызывает много споров. Налоговая инспекция считает, что при ошибках в ОКАТО без пени и штрафов не обойтись. Однако фактически бюджет при этом ничего не теряет. Поэтому суды принимают решение в пользу налогоплательщиков (например, постановления ФАС Московского округа № КА-А40/17435-10 от 17 января 2011 г.,  Президиума ВАС РФ № 14519/08 от 24 марта 2009 г. и др.).

В этом случае платеж придется сделать повторно, с правильными реквизитами, а ошибочный платеж можно вернуть. Для возвращения ошибочного платежа потребуется написать в инспекцию заявление в свободной форме о возврате суммы налога, ошибочно перечисленной в бюджет другого региона, в котором укажите счет, на который необходимо вернуть деньги.

В течение 10 рабочих дней работники инспекции обратятся в УФНС – получатель вашего платежа. Далее сотрудники УФНС не позже следующего рабочего дня перешлют документы в региональное управление казначейства, а оттуда уже проведут платеж на ваш счет и в течение 3 рабочих дней известят об этом инспекцию. Об этом можно прочитать в письмах Минфина № 02-04-10/4819 от 2 ноября 2011 г., № 02-04-09/3641 от 10 августа 2011 г.

О том, что делать с ошибками в декларации, читайте здесь. А информацию о просрочках платежей налогов ищите тут.

Наверное, и вам в своей работе приходилось сталкиваться с ошибками в платежных поручениях? Как удалось разрешить ситуацию? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

 

Добавить комментарий