Требования нового века – переходим на электронные счета-фактуры

Электронные счета-фактуры

Электронный документооборот все больше проникает во все сферы хозяйственной деятельности предприятия. Эта тенденция не обходит стороной и ведение бухгалтерского учета и налогообложение. Уже давно большинство предприятий активно пользуется электронным обменом информацией с банками.

Теперь пришло время распространить электронный документооборот и на счета-фактуры, тем более, что пилотные проекты в этом направлении проводятся с 2009 года. Приказом ФНС от 05.03.2012 г. №ММВ-7-6/138 утверждены электронные форматы для счетов-фактур, журнала их учета, книг продаж и книг покупок. Электронные счета-фактуры уже в ближайшее время станут активно использоваться.

Есть ли преимущества?

У электронных счетов фактур есть веские преимущества над бумажными документами. Среди наиболее значимых можно выделить:

— сокращение затрат на обработку счетов-фактур;

— уменьшение времени обработки счетов;

— увеличение скорости получения документов;

— уменьшение времени, необходимого для возмещения затрат и получения налоговых вычетов по НДС.

Применение электронных счетов-фактур дает возможность:

— обмениваться ими с контрагентами;

— предоставлять их в ИНФС для обоснования налоговых вычетов по НДС;

— по требованию представлять их в суды и т.д.

Электронные счета-фактуры и их статус

Письмом ФНС от 05.10.2011 г. №ЕД-4-3/16368@ «Об отдельных вопросах применения электронных документов» подтверждается, что с юридической точки зрения бумажные и электронные счета-фактуры равнозначны.

Чтобы электронные счета-фактуры имели юридическую значимость, необходимо:

1. Оформлять их в строгом соответствии с Налоговым кодексом и постановлением Правительства РФ N 1137 от 26.12.2011 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

2. Подписание их электронно-цифровой подписью, которая позволяет достоверно установить подписанта (ФЗ №63-ФЗ «Об электронной подписи»)

3. Обеспечить сохранность и неизменность информации.

4. До 1 июля 2012 года для придания юридической силы сторонам, которые обмениваются электронными счетами-фактурами, необходимо подписывать соглашение о равнозначности электронного и бумажного документов. После этой даты дополнительного соглашения не потребуется.

Электронные счета-фактуры будут подписываться усиленной квалифицированной подписью (аналог электронно-цифровой подписи), которая имеет следующие признаки:

— подпись получается путем криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

— подпись позволяет определить лицо, которое подписало документ и изменения в документе;

— ключ проверки подписи указан в государственном квалификационном аттестате, который будет выдаваться только аккредитованными удостоверяющими центрами.

Усиленная квалифицированная подпись согласно закону №63-ФЗ от 06.04.2011 г. признается юридически равнозначной собственноручной подписи.

Организация электронного обмена

Электронные счета-фактуры в обязательном порядке должны передаваться через оператора электронного документооборота (Приказ Минфина №50н от 25.04.2011 г. «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи»).

Оператор гарантирует:

— что получатель (отправитель) – это действительно ваш контрагент;

— доставку;

— поддержку пользователей.

Один из операторов электронного документооборота – СКБ-Контур. Для участия в обмене электронными счетами-фактурами организация приобретает сертификат подписи у удостоверяющего центра. В сертификате указывается фамилия, имя и отчество того, кому он выдан, место работы, кем выдано, действующие сроки, доверенность на право подписи. Если сотрудников, которые будут подписывать документы, несколько, то все они получают доверенности на право подписи.

Перспективы для малого бизнеса

В первую очередь использование электронных счетов-фактур в среде малого бизнеса коснется организаций и индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения. Организациям на упрощенной системе и едином налоге на вмененный доход, которые не признаются плательщиками НДС и имеют небольшое число операций, вряд ли стоит форсировать события и спешить переходить на использование электронных счетов-фактур. Это будет связано с дополнительными затратами (придется заплатить не только оператору, но и за получение аттестата подписи), а НДС к вычету все равно не принимается.

Что касается малых предприятий и ИП на ОСНО, то здесь возможно будет наблюдаться некоторое давление со стороны крупных организаций-поставщиков, которые уже перешли на обмен электронными счетами-фактурами.

А как относитесь вы к введению электронных счетов-фактур? Будете ли вы использовать их в работе? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

2 комментария

  1. Елена

    on 15 мая 2012 at 7:21 -

    Сейчас ЭДО только начинает входить в нашу бухгалтерскую жизнь, но я думаю — у него большое будущее. Естественно, сначала будут подключаться крупные предприятия с большим документооборотом. Кстати сказать, оператор Такском тоже предлагает услугу ЭДО, и у него есть возможность приглашать в систему получателей счетов-фактур бесплатно. Это по поводу того, что крупные предприятия будут оказывать давление на мелкие.Но со временем все поймут удобства: быстро, надежно, распечатывать не нужно.

  2. Тан

    on 23 июля 2013 at 15:29 -

    распечатывать не нужно?
    И вести бух учет не нужно?
    И налоговый учет по прибыли главное вести не нужно оказывается уже.
    Т.к. главное с/ф, а первичка к которой эти с/ф выписываются никому уже и не нужны, И проверить сколько раз эти доки попали в налоговый учет по НДС не представляется возможным.
    Как все просто и легко

Добавить комментарий