Порядок начисления амортизации – как начать и когда закончить

порядок начисления амортизацииВы купили новое оборудование, красивый автомобиль для фирмы, а может быть даже просторный офис? Сформировали первоначальную стоимость, установили срок полезного использования и даже выбрали метод начисления амортизации. Теперь главный вопрос – когда же уже можно начать списывать все это на затраты. Что говорит нам порядок начисления амортизации? Так ли все просто или нас поджидают «подводные камни»?

С какого числа начать начисление

Амортизация начисляется с того месяца, который следует за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства (т.е. на счет 01 или 03). Например, если основное средство ввели в эксплуатацию 15 ноября 2012 года, то первым месяцем, за который нужно начислить амортизацию, будет декабрь 2012 года. Если основное средство ввели в эксплуатацию 1 августа 2012 года, то первым месяцем будет сентябрь 2012 года.

Начало начисления амортизации по транспорту

Порядок начисления амортизации может иметь особенности, когда речь заходит об отдельных видах основных средств. При вводе в эксплуатации транспортного средства, которое должно быть обязательно зарегистрировано в ГИБДД, часто возникает вопрос: можно ли вводить в эксплуатацию автомобиль, который еще не зарегистрирован, а также можно ли амортизировать уже введенный в эксплуатацию, но не зарегистрированный автомобиль?

Что касается бухгалтерского учета, тот тут все просто. А именно – дословно соблюдается правило, изложенное в подпункте выше. Т.е. регистрация транспортного средства в ГИБДД роли не играет. Приняли основное средство к учету – можете начислять амортизацию (п.21 ПБУ 6/01). Об этом и письмо Минфина от 18.04.2007г. №03-05-06-01/33.

А вот в налоговом учете не все так однозначно. Дело в том, что в п.11 ст.258 НК говорится, что основные средства, права собственности на которые должны регистрироваться государством, включают в амортизируемое имущество с момента, когда документально подтвержден факт подачи документов на регистрацию.

Согласно закону №196-ФЗ от 10.12.1995г. Транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении только после их регистрации в ГИБДД.

По мнению налоговой инспекции п.11 ст.258 НК распространяется и на транспортные средства. Поэтому амортизация начинает начисляться после подачи документов на регистрацию. Есть старое письмо УФНС по г. Москве от 25.11.2004г. №26-12/76625, но, несмотря на его «древний» возраст, налоговики продолжают им пользоваться.

Однако согласно позиции Минфина (письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303) п.11 ст.258 НК не распространяется на транспортные средства, т.к.:

— сделки с движимым имуществом государством не регистрируются (ст.130 и п.2 ст.164 ГК);

— в ГИБДД регистрируется само транспортное средство, а не право собственности на него.

такой точки зрения придерживаются и суды (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010г. №А27-975/2010).

Начало начисления амортизации по зданиям

Порядок начисления амортизации имеет свои особенности и по зданиям. Как вы уже сами вероятно догадались по прошлому пункту статьи, амортизация по зданиям начинает начислять в налоговом учете только с момента подачи документов на регистрацию. Потому как здесь обязательно регистрируется именно право собственности (п.1 ст.131 ГК). Если документы поданы 20 сентября 2012 года, то начать амортизацию в налоговом учете можно только с октября 2012 года. А в бухгалтерском опять же, амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.

Пример

ООО «Сказка» купило в октябре 2012 года легковой автомобиль за 708 000 руб. (в т.ч. НДС 108 000 руб.). Автомобиль введен в эксплуатацию (включен в состав основных средств) 20 октября. Документы на регистрацию в ГИБДД поданы 2 ноября, уплачена госпошлина 500 руб. Срок полезного использования установлен 5 лет, используется линейный метод начисления амортизации.

Амортизацию начинаем начислять с ноября 2012 года, ежемесячно в сумме:

600 000 руб. / (5 лет * 12 мес.) = 10 000 руб.

Проводки:

Дебет 08 – Кредит 60 – на сумму 600 000 руб. – расходы на приобретение автомобиля;

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 108 000 руб. – учтен НДС

Дебет 01 – Кредит 08 – на сумму 600 000 руб. – автомобиль введен в эксплуатацию;

Дебет 68 – Кредит 19 – на сумму 108 000 руб. – НДС принят к вычету;

Дебет 26 – Кредит 68 – на сумму 500 руб. – уплачена госпошлина;

Дебет 26 – Кредит 02 – на сумму 10 000 руб. – начислена амортизация за ноябрь.

 Прекращение начисления амортизации

Амортизация прекращает начисляться с того месяца, который следует за месяцем снятия основного средства с учета по какой-либо причине – продаже, списании, обнаружении недостачи, передачи вклада в уставный капитал, дарении и др. Например, если основное средство списано 10 октября 2012 года, то последний месяц начисления амортизации – октябрь 2012 года (за полный месяц), в ноябре амортизация уже не будет начисляться.

Прекращение начисления амортизации по зданиям

Организация, которая передает объект недвижимости, списывает его с бухгалтерского и налогового учета в момент фактического выбытия, независимо от факта государственной регистрации. Дело в том, что после передачи объекта он перестает выполнять главное условие для признания его основным средством – возможность приносить организации доход.

Документальное подтверждение передачи объекта недвижимости – акт приема-передачи имущества. Дата выбытия объекта – это дата подписания акта сторонами. Это подтверждает Минфин в письмах №07-02-10/20 от 22.03.2011г. и №03-03-06/2/27 от 07.02.2011г.

Какие льготы по амортизации дает использование энергоэффективного оборудования, читайте здесь . Что включается в расходы на приобретение основных средств, смотрите тут .

Часто ли вам приходится сталкиваться с регистрацией основных средств? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


Добавить комментарий