Лимит основных средств – эффективный инструмент для умелых рук

лимит основных средствОсновные средства есть в каждой организации. Но жаль, что далеко не каждый руководитель задумывается о том, как грамотно построить такой их учет, чтобы можно было сэкономить на налогах и упростить бухгалтерию.

Для организации гораздо выгоднее побыстрее списать расходы на приобретение имущества. Желательно единовременно, а не растягивать это «удовольствие» на несколько лет. Чем здесь может помочь лимит основных средств, узнайте в этой статье.

Лимит в бухгалтерском учете

Начнем с того, что лимит основных средств в бухгалтерском и налоговом учете может различаться.

В бухгалтерском учете есть критерии признания имущества основными средствами – п.4 ПБУ 6/01. Только вот стоимостного критерия, по которому можно определить, будет ли полученное нами имущество основным средством или другим видом активов нет. Но есть другие признаки основных средств, о них мы говорили здесь .

Однако лимит можем установить мы сами. В своей учетной политике мы можем прописать, что активы, которые подходят под определение основных средств (т.е. отвечают критериям их признания), и стоят меньше определенного нами лимита, мы будем учитывать как материалы. А все, что больше лимита, будет основными средствами.

Этот лимит мы можем установить любой, но не больше 40 000 руб. (п.5 ПБУ 6/01). Если в учетной политике мы не прописали такой лимит, то любое имущество, которое отвечает признакам основных средств, мы будем учитывать как основное средство и амортизировать. Независимо от того, стоит оно 1000 руб. или 1 000 000 руб.

Лимит основных средств в налоговом учете

Лимит основных средств в налоговом учете отличен от правил бухгалтерского учета. Здесь все однозначно установлено в главе 25 НК, а точнее в п.1 ст.256. Основные средства здесь являются частью амортизируемого имущества.

Для амортизируемого имущества установлено такое правило:  если его стоимость больше 40 тыс. руб., то его стоимость списывается на расходы в налоговом учете постепенно, через начисление амортизации.

Если имущество отвечает другим признакам амортизируемого, но его первоначальная стоимость меньше 40 тыс. руб., то оно включается в материальные расходы единовременно, т.е. сразу. Амортизация при этом начисляться не будет.

Получается, что простора для учетной политики в налоговом учете меньше. Обратите внимание, лимит стоимости проверяется после того, как учтены все расходы, включаемые в первоначальную стоимость основного средства.

Пример: ООО «Технодом» приобрело оборудование за 30 000 руб. (без НДС), которое требует монтажа. Услуги доставки обошлись в 3000 руб. Монтаж произведен сторонней организацией за 8000 руб. Несмотря на то, что стоимость самого оборудования меньше 40 тыс. руб., в первоначальную стоимость оборудования включаются также затраты на доставку и приведение в состояние, в котором объект можно начинать эксплуатировать (п.1 ст.257 НК).

Первоначальная стоимость составит 41 000 руб., а значит, в налоговом учете стоимость будет погашаться путем начисления амортизации.

Если бы первоначальная стоимость оказалась меньше 40 тыс. руб., то все расходы на приобретение были бы списаны единовременно в момент ввода в эксплуатацию и включены в материальные расходы.

Какой лимит выгодно установить

Стоит ли прописывать в учетной политике для бухгалтерского учета лимит стоимости? Безусловно, да, причем максимальный – 40 000 руб. Причины:

— в большинстве случаев, устанавливая одинаковый лимит в бухгалтерском и налоговом учете и применяя линейный способ начисления амортизации, вы избежите разниц между этими видами учета, а значит, упростите его;

— установление максимального лимита в бухгалтерском учете позволит сэкономить по налогу на имущество организаций. Налог на имущество напрямую зависит от остаточной стоимости основных средств. А чем больше лимит, тем меньше основных средств у вас на балансе, меньше остаточная стоимость и ниже налог на имущество.

О критериях основных средств в бухгалтерском и налоговом учете читайте здесь  .  Что включать в первоначальную стоимость основных средств в бухгалтерском учете, смотрите тут  .

А какой лимит основных средств установлен в вашей организации? С чем связан ваш выбор? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!


One comment to this article

  1. Ylga

    on 19 ноября 2012 at 17:29 -

    Юлия, иногда захожу на Ваш сайт. Как все просто и доходчиво вы разъясняете, спасибо.

Добавить комментарий