Малоценное имущество — правильный учет и списание

Учет малоценного имущества

Практически у каждого предприятия есть в наличии имущество, которое можно отнести к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Их главная характеристика – неоднократное использование в производстве с сохранением формы, но с быстрой потерей основных свойств. Сам термин МБП уже в учёте не используется, но само имущество никуда не делось и его нужно правильно учитывать.

Что входит в термин МБП

Основным критерием отношения предмета к категории МБП является короткий срок эксплуатации – не более 1 года. Так как МБП активно используют в производственной деятельности, свои свойства они теряют очень быстро. Эти объекты применяются:

  • Для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
  • Для нужд предприятия в сфере управления.

Но, если эти объекты используются более 1 года, их следует относить к основным средствам. Следовательно, и учёт нужно вести соответственно.

Учёт малоценных активов

МБП на каждом предприятии проходит несколько стадий: поступление, эксплуатация, выбытие. Следовательно, на каждой стадии должен вестись учёт. Ранее, МБП учитывались на отдельном счёте 12. Но после введения новых правил бухгалтерского учёта, остатки таких активов стали учитывать на счёте 10. В зависимости от учитываемой операции, открываются субсчета.

Отдельное внимание стоит уделить спецодежде. Она может использоваться более 12 месяцев, но относится к МБП.

Так, если спецодежда хранится на складе, используется счёт 10 вместе со субсчётом 10, если применяется в производстве, то субсчёт 11, для прочего хозинвентраря применяется субсчёт 9.

Сразу же после принятия малоценных активов к учёту, их можно списывать, но при условии, что срок их эксплуатации не превышает 12 месяцев. Если превышает, списание происходит частями. Но, несмотря на эти правила, МБП отражаются в учёте вплоть до полного износа.

Учет МБП

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Важность отражения МБП в учётной политике

Учётная политика должна быть у каждого предприятия. В ней должны содержаться положения по МБП, в которых отражается:

  1. Стоимостной лимит отнесения активов к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Чтобы МБП можно было отнести к материально-производственным запасам, их стоимость не должна превышать 40 тысяч рублей. Если этот нюанс не отразить в учётной политике, стоимость МБП будет приравнена к нулю. Тогда все активы, которые удовлетворяют условиям, прописанным в ПБУ 6/01, будут сразу же относится к основным средствам, не взирая на первоначальную стоимость.
  2. Порядок оценки МБП для правильного выбытия. Можно использовать один из методов: по себестоимости каждой единицы, по усреднённой себестоимости или по стоимости первого прибывшего актива. Каждый бухгалтер должен понимать, что первоначальная цена малоценки складывается из затрат на их покупку. Сведения берутся из первичной бухгалтерской документации. Поэтому в учётной политике нужно отразить способ учёта МБП при выбытии.
  3. Список документов, по которым будет оформляться движение малоценки по предприятию, начиная от принятия к учёту, заканчивая выбытием и списанием. Также в политике должны быть указаны формы этих документов.
  4. В рабочий план счетов нужно обязательно включить счёт 10, на котором будет отражаться движение МБП и забалансовый счёт, на котором будет отражаться фактическое их наличие.

Забалансовый учёт

На законодательном уровне не установлен порядок контроля за наличие малоценных активов. Его должна определить сама фирма и прописать в учётной политике. Учёт малоценки, которая отдана в эксплуатацию, должен вестись на отдельном забалансовом счёте. Например, можно ввести счёт 012. Это позволит:

  • Точно знать, сколько малоценки «ушло» с 10 счёта.
  • Осуществлять контроль над тем, какой сотрудник несёт ответственность за конкретный актив.
  • Подтвердить обоснованность дополнительных расходов, которые могут возникнуть при использовании МБП.

Вместе с забалансовым счётом (например, счётом 012) нужно вести журнал, в котором фиксировать движение малоценных активов. Это необходимо делать для того чтобы, при необходимости, подтвердить, что учёт за балансом ведётся правильно. В журнале нужно указывать название актива, его инвентарный номер, дату передачи в эксплуатацию и прочая информация. Предмет вписывается в журнал по накладной или иному первичному документу.

Вместо забалансового счёта или вместе с ним можно вести учётные карточки по каждому предмету. Есть унифицированная форма М-17, но она громоздкая и содержит несколько ненужных граф. Поэтому разрешается использовать самостоятельно разработанную форму бланка.

Об учете банковских комиссий читайте тут. Узнайте больше об изменениях в бухгалтерском учете в 2023 году здесь. О тонкостях кассовой дисциплины для ИП — читайте здесь.

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи