Правильный учёт дисконтных карт и скидок по ним

Правильный учёт дисконтных карт и скидок по ним

Сейчас многие магазины используют программы лояльности для своих клиентов. Эффективным инструментом маркетинга служит дисконтные карты. Используя их, покупатели могут получить скидку на товар. Но, прежде чем использовать этот инструмент, карты нужно выпустить и получить. После этого продать или подарить покупателю, который сможет ей пользоваться. Все операции должны найти правильное отражение в бухгалтерском учёте.

В каких случаях у покупателя может возникнуть право на дисконт

У каждой компании есть своя маркетинговая политика. Время выдачи дисконтной карты покупателю крайне важно – именно в этот момент делаются соответствующие проводки. Получить карту можно при следующих обстоятельствах:

  • В процессе рекламной кампании, которая проводится для того чтобы расширить круг потенциальных потребителей.
  • В дату открытия новой торговой точки.
  • При совершении покупки в магазине на определённую сумму.
  • При совершении покупки товара определённой марки и производителя.

Карта также может продаваться. Как правило, на кассе магазина. Покупатель сам решает, стоит ему её приобретать или нет.

Как учитываются затраты на создание карт

Вряд ли сам магазин будет заниматься изготовлением дисконтных карт – это делает сторонняя организация. А расходы на изготовление можно отнести к маркетинговым тратам. Поэтому учёт ведётся по счёту 10 в корреспонденции со счётом 44. Как только карты выдаётся покупателю, производится перенос трат с одного счёта на другой. Но, так как дисконт – это актив предприятия, отнести карту на 10 счёт можно сразу же.

Для целей налогового учёта применяется ст. 230 НК РФ, в которой сказано, что траты на выпуск дисконтных карт – это косвенные траты.

Для целей бухучёта можно определить, что выпуск таких карт – это экономически обоснованный фактор. Политика ведётся с целью привлечения новых клиентов, и, следовательно, для увеличения доходов предприятия. Но, правильный учёт можно вести только в том случае, если выпуск верно оформлен, на руках имеются все подтверждающие документы.

Учёт трат на предоставление скидки

Смысл дисконтной карты – предоставление скидки покупателю. Но учитывать скидку можно лишь в том момент, когда потребитель воспользовался пластиком. До завершения покупки неизвестно – сделает он это или нет, получит ли он скидку или нет. Зачастую, размер льготы определяется окончательной суммой покупки.

Когда поставщик оформляет покупателю счёт-фактуру, нужно указать окончательную стоимость товара с учётом дисконта, а также основание применения льготы. Если ничего не прописать, то в рамках налогового учёта будет отражаться рыночная стоимость отгруженной продукции. Если цена отгрузки уменьшилась более чем на 20%, налоговики могут заподозрить неладное и начать проверку обоснованности скидки. Следовательно, 20% — этот максимум, которые может «скинуть» поставщик покупателю, не привлекая внимание налоговых органов.

В рамках налогового учёта не принимаются во внимание скидки, которые были предоставлены по следующим обстоятельствам:

  1. Снижение спроса на продукцию в определённый период времени. Например, в сезон или не в сезон.
  2. При выявлении брака в продукции, при условии, что покупатель знал об этом и был согласен на льготу.
  3. При истечении срока годности на товар. Снова – потребитель должен об знать о факте и был согласен на применение дисконта.
  4. Для продвижения на рынке новой продукции или моделей.
  5. При продаже образцов товара для продвижения нового вида.

Во всех случаях применяется корреспонденция со счётом 40.

Структура счета 40

Структура счета 40

Какие проводки должен сделать бухгалтер при создании и передаче карты покупателю

Карту производит, как правило, сторонняя организация по договору. Потом они партией передаются тому, кто выступает в роли поставщика продукции и готов предоставлять льготы покупателям. При создании и передаче карточек потребителям, у поставщика появляются такие проводки:

  • ДТ 10 КТ 60 – от сторонней организации получена партия ранее заказанных карточек. В документах указывается стоимость по факту выпущенного товара.
  • ДТ 19 КТ 60 – по этому заказу учтён НДС.
  • ДТ 60 КТ 51 – осуществлён перевод полной суммы партии заказанных карточек на ту сумму, которая прописана в документах.
  • ДТ 68 КТ 19 – ранее учтённый по заказу налог заявлен к вычету.
  • ДТ 62-1 КТ 90-1 – покупатель приобретает товар у поставщика.
  • ДТ 50 КТ 62-1 – деньги от покупателя зачислены в кассу.
  • ДТ 90 КТ 68 – с купленного товара начислен НДС.
  • ДТ 44 КТ 10 – потребителю выдаётся дисконтная карта.
  • ДТ 62-1 КТ 90-1 – покупатель приобретает товар, применяя скидку.
  • ДТ 62-1 КТ 90-1 – уменьшена стоимость купленной продукции, указывается точный размер скидки.
  • ДТ 50 КТ 62-1 – стоимость товара с учётом льготы направлена в кассу.
  • ДТ 90-3 КТ 68-2 – начислен налог с учётом предоставленного дисконта.

Такие проводки составляются в том случае, если скидочная карточка досталась покупателю на безвозмездной основе.

Продажа скидочных карт

Некоторые компании не раздают карточки бесплатно, а продают. Эта операция, в свою очередь, является покупкой права на льготу, которое будет реализовано в будущем периоде. Данная сделка будет несколько отличаться от стандартной купли-продажи. Она будет иметь признаки присоединения, о которых речь идёт в ст. 426 ГК РФ.

Бухгалтеру предстоит сделать такие проводки:

  • ДТ 62-1 КТ 91-1 – скидочные карты проданы потребителям.
  • ДТ 50 КТ 62-1 – вырученные деньги оприходованы в кассу.
  • ДТ 91-3 КТ 68-2 – НДС начислен.
  • ДТ 62-1 КТ 90-1 – куплен товар у фирмы.
  • ДТ 62-1 КТ 90-1 – оформлена скидка. Зачёт произведён посредством ранее оплаченного аванса.
  • ДТ 50 КТ 62-1 – вырученные от продажи деньги с учётом дисконта внесены в кассу.
  • ДТ 90-3 КТ 68-2 – начислен НДС.

Предприятие, продавая карточки покупателям, должна установить вид дохода, за счёт которого будет реализовываться право на дисконт. Это может быть доход основной деятельности или операционный доход.

Нюансы налогообложения

Сами карты не относится к категории товаров, так как не обладают его признаками. Но они дают право на покупку товара с применением льготы. Но, применение скидочных карт будет облагаться налогам, если предприятие использует общую или упрощённую систему налогообложения.

Данное правило применяется в том случае, если карточки выдаются на безвозмездной основе. Но, если расходы на выпуск не превышают 100 рублей, реализуются они в ходе рекламной компании, налогообложение не применяется.

О том, что как правильно учитывать расходы на канцтовары читайте тут. Узнайте больше об учете недосдачи в бухгалтерском учете здесь. О правильном применении рассрочки по УСН — читайте здесь.

Оставьте комментарий

Ваш email будет скрыт.

Похожие статьи