Предоставление скидок: и покупателю приятно, и вам не накладно

предоставление скидок

Кто любит скидки? Скидки любят все! Независимо от пола, расы, социальной принадлежности, размера организации-покупателя. Скидки – один из самых популярных методов поощрения клиентов, которым активно пользуются практически все организации.

Однако скидки – это не только рост продаж, но и сложности, которые подстерегают в бухгалтерском и налоговом учете. Мы попробуем разобраться: предоставление скидок в каком варианте наиболее удобно и безопасно  для предприятия, учитывая при этом и удобство для покупателя. Начнем с правильного обоснования скидок в маркетинговой политике вашей компании.

Зачем проводить скидки документально?

Гражданский кодекс не ограничивает нас в размере скидки. Главное, чтобы в договоре было описано условие, при котором будет предоставлена скидка.

Если таких условий нет, то  сделка может быть расценена налоговыми инспекторами как дарение, которое между организациями запрещено(ст. 575 ГК).Инспекторы также имеют полномочия на контроль стоимости сделки(ст.103.5 НК).При отклонении цены товара от рыночной на 20%, Вам могут пересчитать налоги, кроме случаев предоставления скидок.

Для управленческого учета или учета финансовых результатов деятельности предприятия более удобным будет проводить скидки документально в программных продуктах (1С или др.) Вы сможете легко подсчитать результаты от представления скидок.

Например, у нас есть стоимость товара продажная, стоимость товара со скидкой. Разница – упущенная выгода. Но возможно, вследствие предоставления скидок увеличилась оборачиваемость активов, уменьшилась дебиторская задолженность. И общий результат от представления скидок может быть весьма эффективным. Все эти ресурсы – ценная информация для руководителя.

Понятно, что в отделе маркетинга или отдела продаж могут быть свои аргументы для представления именно определенных видов скидок. Но бухгалтер должен понять сам и разъяснить  руководству, какие налоговые последствия будут в результате применения различных видов скидок.

Готовим нормативную базу

1. В локальных документах организации (положение, приказ, решение) описываем виды предоставляемых скидок, мотивируя их. Например, маркетинговая политика предприятия имеет приоритетные направления: продвижение  товаров российского производства, поощрение «верности» поставщику, снижение дебиторской задолженности за счет предоплаты со скидкой  или соблюдение сроков оплаты.

Можно использовать поощрение покупателей в форме предоставления скидок, бонусов при реализации товаров, частично утерявших товарный вид, реализации товаров срок годности, которых находится на исходе.

О возможности представления индивидуальной скидки тоже желательно упомянуть.

2. Утверждаем прайсы с указанием скидок. Прайсы должны быть доступны покупателю (можно разместить их в уголке покупателя, на стендах)

3. В договорах указываем  условия представления скидки (от объема закупок, от предоплаты). Если вопрос о скидке возник после подписания договора, обязательно оформляем на нее дополнительное соглашение.

При фактическом оформлении сделки могут возникнуть множество дополнительных вопросов. В частности:

— каким методом вы пользуетесь: кассовый метод или метод начисления;

— продан покупателем купленный товар или еще нет,

— продажная или покупная цена  товаров для целей бухгалтерского учета отражена в учетной политике предприятия. В налоговом учете всегда учет по покупным ценам.

От этого будет зависеть отражение операций в учете.

Скидка покупателю при отгрузке

Предоставление скидки при отгрузке – обычно акция выходного дня, для определенных категорий лиц, скидки на товары, частично утратившие свой товарный вид, потребительские качества, по дисконтным картам.

В документах (товарных чеках, накладных, актах, счетах-фактурах) цена продажи  уже указывается с учетом предоставленной скидки.  Ничего править не нужно.  Для налоговой инспекции обоснованием  цены  будет локальный документ организации (см. выше).

В следующей статье мы поговорим об отражении в учете предоставленных ретроскидок (скидок задним числом).

Надеемся, что результат предоставления скидок будет радовать Вас и Ваших покупателей, и, не станет головной болью для бухгалтера!


Добавить комментарий